Внимание министра сельского хозяйства Александра Ткачева давно направлено на поддержку легкопромышленного сектора страны. Последние несколько лет стали поворотными для текстильного направления, что спровоцировало вливание финансов и усиление «мозгового штурма» в этой части экономики. Последнее совещание и заседание Кабинета министр посвятил разбору перспектив выращивания и переработки льна.
О чем совещались более 100 экспертов
До недавнего времени спрос на лен падал, на фоне чего закрылось 2/3 льносеменоводческих станций по всей стране. Они, в свою очередь, должны были восполнять нужды в следующих направлениях:
- Воспроизводство целлюлозы;
- Бинтов медицинских, стерильных;
- Бумажной продукции;
- Мелкокристаллической и нано целлюлозы;
- Биокомпозитов;
- В производстве фильтров, тары, упаковки;
- Строительных материалов, в которых необходимо наличие волокна.
На совещании почти 100 экспертов Минобороны, Минпромторга, региональных управленческих представителей решали, как возобновить льняное производство в прежних объемах.
Лен выбран той культурой, которая должна стать основной, пока не будет получен урожай хлопка в достаточном промышленном масштабе. Программа импортозамещения, начатая в 2014 году, заставляет мобилизовать силы, изыскать ресурсы, восстановить и увеличить собственные текстильные возможности для собственного обеспечения, а затем для экспорта.
Естественно, что развитие льняного направления, автоматически повышает требования к техническому оснащению станций по выращиванию культуры, а также к оборудованию, на котором лен превратится в высококачественную ткань. Особое внимание будет уделяться сортовой чистоте культуры.
Льняные кластеры
Государственная поддержка, на которую рассчитывали льноводы, должна была выражаться в финансовых вливаниях на закупку элитных семян льна. Но не все пошло гладко. Области, которые исконно считались первыми по выращиванию льна, не смогли скоординировать между собой и внутри себя все необходимые процессы. Какие основные проблемы отслеживаются специалистами? Их много, например:
- Оставшаяся небольшая численность хозяйств за долгие годы невнимания утратила навыки агротехнологий;
- Научные центры перестали выдвигать рационализаторские предложения;
- Долгое время не обновлялась спецтехника, предназначенная для высадки, обработки и уборки льна;
- Качество выращиваемой культуры катастрофически упало, требует новых подходов и селекционирования.
Решение этих и множества других проблем в отрасли возложено на кластеры, обеспечивающие замкнутый полный цикл производства. Девиз «с поля на прилавки» в этом случае чрезвычайно актуален. Попутно такая модель упрощает взаимодействие участников кластера и органов власти регионального и федерального уровня.
Какие выводы сделали участники совещания
Как только будут устроены все вырабатывающие кластеры льна, специалисты отрасли надеются многократно увеличить прибыль в этом секторе. Несколько областей уже показали первые неплохие результаты:
- Омская – почти 7 тысяч тонн;
- Смоленская – до 5 тысяч тонн;
- Алтайская – чуть больше 4 тысяч;
- Тверская – 4 тысячи тонн.
Но главная задача – быстрей «дорасти» до нужных масштабов. Поскольку лен используют в машиностроительной, химической и других отраслях, его количество должно увеличиваться ежегодно, в геометрической прогрессии.
Оставьте комментарий