Можно сколько угодно рассуждать на тему, почему «рокеры» СССР не стали хедлайнерами музыкальных течений. На этом фоне Виктор Цой оказался на линии «огня» и принял удар. Он выходил с гитарой, пел то, что перепевали, одевая то, что потом носили.
Носили после того, что он одевал, и хором пели то, что он спел
Формально, Виктор Цой одевался дёшево, цацки и прочие причиндалы были акцентом, не имеющим значения. Важнее было соответствие тому, что в конце 80-х было важнее всего остального:
- На архивных фото из Новосибирска – рубашка чёрного цвета, сиреневые тренировочные штаны с красными лампасами;
- Спустя пару лет – «водолазка», которая через пару лет станет обязательным атрибутом любого барда;
- Короткий шарф, короткие вельветовые штанины и черные носки с белой обувью уже в начале 90-х станут визитной карточкой питерского рок-клуба.
Но задолго до этого были обычные пиджаки, надетые столь раскованно, что не выглядели официальным дополнением костюма. Да, нам привычнее видеть его в «косухе», раскованным на сцене, в лучах софитов, но как хедлайнер свободного стиля он начинал в обычных квартирах. И это в начале 80-х было круто.
Ещё круче были обереги на ожерелье, скопированные сначала европейскими, а потом и американскими рокерами. Небрежно расправленный воротник пиджака стал на пару лет особым символом, пока не появилась джинсовая варёнка и кожаные куртки.
До их появления Виктор Цой отметился по всем направлениям тогдашней молодёжной моды.
«Я не работал в котельной, а книжку туда положил, ведь там выдавали спецуру»
Миф о том, что Виктор Цой исправно трудился кочегаром в котельной (сейчас музей «Камчатка») не выдерживает никакой критики. Работал он в бане на проспекте Ветеранов, где вынужден был отмечаться в табеле. С 22 до 23 ежедневно, что мешало творчеству, поэтому предложение Сергея Фирсова стать работниками котельной, где не было никакого контроля, Виктор Робертович принял сразу.
Из воспоминаний очевидца (одного из корреспондентов нашей редакции): «Атмосфера в котельной была раскованной, не похоже, что там вообще появлялось руководство. Учитывая, что здание было на отшибе, парни натащили туда всё, что громко звучало. Билетов как таковых не было, те, кто знали, приходили запросто, притащив что-нибудь. Мы притащили две бутылки по полбаллона [2,5л] Рояля (спирт), кастрюлю с пышками и ещё одну с корюшкой».
Общая атмосфера говорила о «протесте», но если посмотреть на тусовку (тогда этого слова не было), то на выходе «приняли бы менты» только его, Виктора Цоя. Одетый в спецовку сотрудника котельной, поверх сетчатой майки, в которых все мы видели Леонтьева, он так выделялся в толпе, что выходил последним. А иногда брал в руки лопату, кидая угля, если комсомольские патрули были особенно активны.
Но до момента выхода на большую сцену мы не видели его в качестве «кочегара», хотя кидать уголька ему иногда помогал Гребень.
Появление плакатов и афиш внесло свою лепту в лепку «звезды»
Перед первым концертом (официальным) в Питере появились плакаты с разными цитатами из песен Цоя. Самой популярной афишей стала цитата «Иду, курю», хотя это пел Федя Чистяков.
Сказать, что Цой проснулся утром популярным, не сказать ничего. Молодёжь одевалась в черные спецовки, выбеливались «погоны», курение стало настолько популярным, что даже питерский метрополитен перестал бороться с курильщиками.
Легендарное фото с афиши – работа в Фотошопе. Оригинал выглядит намного прозаичнее, из него даже удалили супругу. Но на фото хорошо виден шарфик, всё та же спецовка, верёвка с оберегом и небрежный внешний вид.
Небрежность и раскованность были «фишкой» Виктора Цоя. Ему отказались выдать загранпаспорт, потребовав переснять фотографию. Он отказался, и в дело пришлось вмешаться МИД Франции, куда в 1989 «Кино» отправилось снимать клипы и записывать альбом.
Обзаведясь загранпаспортом, Цой вместе с группой отправляется в США, где позирует фотографу. В результате на обложке популярного лейбла мы видим привычную картину.
Пуританские воззрения в США были не менее обременительными, чем в СССР, но Цой наотрез отказался изменить позу, чем взбесил всех женщин, участвовавших в съёмках. Сегодня понятно почему, феминистки и сейчас бегают по метрополитену, выискивая мужчин в таких позах.
Он тогда отказался застегнуть ширинку, сказав, что джинсы слишком жмут. А, получив замечание, сделал разрезы на коленях.
Мы не говорим про его тексты и песни. Вспоминая этого человека, мы вспоминаем, что он одевал, и что сделал для шоу-бизнеса:
- Начал носить футболки с принтами;
- Разодрал джинсы и расстегнул ширинку;
- Надел майку в сеточку под кожаную куртку;
- На кожаной куртке набил заклёпок, породив культуру готов;
- Пришивал молнии везде, где можно.
Всё это он, Виктор Цой, парень (а он остался для нас парнем, не успев состариться), который гнусаво пел, неумело складывал рифмы. Но, придумывая во что одеться, задавал и продолжает задавать модные тренды.
Кстати, у него действительно была группа крови на рукаве. Это было обязательным условием для рабочего котельной. Хотя, что было первичным, песня или это клеймо на предплечье, мы уже никогда не узнаем.
Оставьте комментарий