Украшать одежду узорчатой вышивкой, а затем и драгоценностями, люди начали в незапамятные времена. Шитье золотом и серебром в исторических документах других народностей упоминается со второго века до нашей эры, а в русских летописях с начала 11 века. Высокое мастерство рукодельниц золотошвеек сегодня возрождается, благодаря симбиозу сохраненных знаний и появлению новых тканей, нитей, техник.
Стежки и виды золотого рукоделия
Драгоценное шитье серебром и золотом распространилось с появлением христианской, а затем и православной церкви. Облачение первых священников, убранство храмов, покровы для ларей с мощами святых – все это было заслугой первых золотошвеек. Их мастерство выросло настолько, что предметы церковного обихода вывозились даже в Византию, из которой христианство пришло на Русь.
Со временем организовались крупные школы, сначала в монастырях, а затем и в столице, получив название «царицыных». Обучение первоосновам драгоценного шитья длилось не менее семи лет, а совершенствовалось всю оставшуюся жизнь.
Тем, кто шил убранство для церквей и храмов, необходимо было знание не только о способах вышивки. Им нужно было точно знать назначение каждого предмета, сверяться с церковными канонами, соблюдать всю принятую духовенством символику, не отступая от нее ни на один золоченый шов. По историческим летописям восстановлены названия первых нитей, стежков и узоров. Нити получали эксклюзивным способом:
- Волочением – вытягивали тончайшую проволоку из драгметалла;
- Пряденые – обвивая золотом хлопковые нити;
- Скань – сплетение пряденых нитей с шелком;
- Бить – тонкая узкая полоска кайма, получавшаяся посредством битья по нагретому золоту или серебру;
- Витушка или канитель – тонкая бить (полоса), скрученная спиралевидным способом.
Шитье золотом помогло расцвести еще одному исконно русскому виду рукоделия – вышивке речным жемчугом.
Современные заменители
Ткани под вышивку выбирались тяжелые, плотные, богатые. Шелк, парча, бархат, атлас сами стояли дорого. Конечно, вышивка драгоценными нитями с добавлением жемчуга, стекляруса, ляпис-лазури увеличивала стоимость отреза ткани почти «до небес».
Уже в 17 веке мастерицам пришлось заменить шитье серебром или золотом (нитями из настоящих драгметаллов) на посеребрено-позолоченные катушки, а натуральные жемчужины – на заморские стеклянные бусины. В 20-ом веке, с расцветом химической промышленности, появились нити из синтетических волокон, известные как люрекс.
Оставьте комментарий