В СССР женщины выстаивали в очередях, желая купить импортные сапоги и трикотажные изделия. При этом отечественные изделия, которые нельзя было даже с большой натяжкой назвать качественными, пылились на складах и энтузиазма у покупательниц не вызывали. С приходом рыночных отношений ситуация кардинально поменялась – импортные изделия перестали быть дефицитными, а отечественный легпром, казалось, канул в лета. Но последние несколько лет текстиль приобрел вторую жизнь.
Экономика в кризисе, а легкая промышленность возрождается, почему?
Не лучшие с точки зрения экономики времена для страны, вдохнули в легкую промышленность второе дыхание. Оно и неудивительно, ведь на многих совещаниях у Президента РФ В.В. Путина вопросы развития и пути решения проблем легпрома ставятся ребром, а саму отрасль называют стратегически важной для государства.
О роли государства в восстановлении былых позиций легпрома газете «Известия» недавно рассказал заместитель Минпромторга В. Евтухов. По его словам рынок продаж товаров этой отрасли за 2016 год составил 2,7 триллионов руб. Производство в целом выросло более чем на 5%. Этого удалось достичь благодаря частным инвестициям, модернизации 40 работающих и открытию 17 новых предприятий, на которых создано 3 300 новых рабочих мест.
При этом с начала введения санкций в отрасли успешно развиваются высокотехнологичные ткани, успешно применяющиеся во многих смежных направлениях: авиа- и автомобилестроение, строительство, сельское хозяйство, медицина, оборонный комплекс страны.
В Стратегии развития легпрома ключевыми задачами названы:
- Наращивание производств готовой продукции, включая домашний текстиль и льняные изделия;
- Поддержка отечественных производителей одежды и обуви;
- Организация интегрированного производства синтетических материалов, в том числе технического текстиля.
Для реализации данных задач уже налажены линии, выпускающие высокотехнологичные ткани и нетканые материалы, которые используются для строительства дорог и домов, в сельском хозяйстве, медицине и производстве мебели.
С 2016 года правительством субсидируется камвольные ткани, из которых шьется школьная форма для учеников начальной школы. Это позволило увеличить выпуск такой формы в 2,86 раза и снизить при этом её цену на 40%. А уже в 2017 году субсидирование получили и отечественные производители поливискозных тканей.
Преференции межтерриториальных кластеров или стимулирование промышленной кооперации
Минпромторгом РФ, по словам В. Евтухова в 2016-2017 гг. поддерживаются 8 проектов, общей стоимостью 4,9 миллиардов руб. В рамках реализации данных проектов в прошлом году уже выделено субсидий на сумму 176 миллионов руб. А в этом году размер помощи превысит 463 миллиона руб.
Помимо текстильного кластера Иваново, который у всех на слуху, это межрегиональный кластер, позволяющий осуществлять глубокую переработку льна, кластер производства дизайнерской и спортивной одежды.
Реализация этих проектов позволит повысить конкурентоспособность российской продукции легпрома на внутреннем рынке страны, увеличив долю ее продаж. В 2016 году, по словам замминистра, объёмы производства и продаж уже выросли на 10%, что вселяет оптимизм. В первую очередь, это детская кожаная обувь (22%), спортивная и домашняя одежда, столовое и постельное белье.
Организация выставок ярмарочного формата подарит возможность покупателям проголосовать за лучших рублем
Сегодняшние реалии позволяют ответственно заявить, что наша продукция ничем не уступает, а по многим показателям и превосходит конкурентов из Европы и Китая. Лучшим подтверждением тому стала 1-я Всероссийская ярмарка одежды, обуви и текстиля, которая открылась 23 сентября в Санкт-Петербурге. Поддержка этой ярмарки осуществлялась Минпромторгом и прошла очень успешно. Российские производители продемонстрировали свою продукцию непосредственно покупателям, которые и выбрали лучших не по чьей то подсказке, а своим кошельком.
Замминистра отметил, что подобные выставочно-ярмарочные мероприятия, помимо Москвы и СПБ пройдут во многих городах страны. Это будут Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань, Воронеж, Ярославль, Самара и пр. Что поможет производственному бизнесу помочь в решении одной из самых больших проблем – сбыте продукции.
Борьба с контрафактной продукцией как способ поддержки отечественного производителя
«Очищение российского рынка от нелегальных товаров позволит нарастить объёмы продаж в разы» – об этом сообщил В. Евтухов. По его словам основной действенный инструмент в борьбе с контрафактом – маркировка продукции. Запущенный в 2016 году первый подобный проект по меховым изделиям позволил увеличить розничные продажи уже в шесть раз. Что в денежном эквиваленте составило 55 миллиардов руб. Аналогичные механизмы маркировки в следующем году будут распространены на обувь из кожи, а уже в 2019 году контрольными знаками будет маркироваться верхняя одежда, сорочки и блузки, костюмы, столовое и постельное белье.
В своем интервью замминистра отметил, что выращивание хлопка, который был потерян в качестве сырья для страны после распада Советского Союза, вполне возможно для наших климатических условий. Астраханская и Волгоградская области, которые были выбраны для эксперимента, это подтвердили весьма неплохими урожаями. Дело за малым – отыскать требуемые для опытной партии в 500 тонн хлопка площади и решить вопросы его уборки. Ведь использование ручного труда для сбора хлопка, как это происходит в Средней Азии, это шаг не вперед, а назад.
Из интервью высокопоставленного чиновника ясно, что Правительство страны действительно делает ставки на развитие легкой промышленности, и Стратегия ее развития реализуется весьма успешно. Что не может не радовать не только промышленников, но и нас, простых потребителей, ведь это будет положительно сказываться и на качестве, и на стоимости готовой продукции.
Оставьте комментарий