Логистика была одним из первых и самых болезненных санкционных ударов Европы в начале 2022, но Россия оправилась быстрее, чем рассчитывало западное меньшинство. Европейская логистика понесла куда более серьёзные потери и МТК «Север – Юг» станет для неё очередным гвоздём в крышку гроба.
Проект стартовал в 1999 году и в 2023 вышел на финишную прямую
Важной вехой стало снятие всех разногласий и устранение последних противоречий. С момента возникновения договорённостей между тремя странами Индия, Иран и Россия прошло 23 года, за это время присоединилось ещё несколько стран. Турция, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Грузия, при этом участие Армении под вопросом, а вот Пакистан явно готов присоединится. Гордые страны Прибалтики не просились, а Финляндия осталась с носом, хотя никаких намерений остаться без коридора не высказывала.
Северный конец МТК «Север – Юг» (далее просто МТК) теперь будет в порту Усть-Луга и Санкт-Петербурге. Западное ответвление в Беларуси, а южная оконечность в индийском порту Мумбаи.
Сухопутная часть маршрута заканчивается в иранском порту Бендер-Аббас, и вот тут на горизонте возник Пакистан. Напомним, в 2021 было восстановлено железнодорожное сообщение Исламабад – Тегеран – Стамбул, заинтересованность Пакистана в грузообороте в рамках МТК прямая. Настолько прямая, что Исламабад несмотря на напряжённые отношения ведёт переговоры с Дели о грузовом железнодорожном сообщении, минуя перегрузку в порту Бендер-Аббас.
Но это завтрашний день проекта, а вот какие главные проблемы были на 2022, когда грузооборот по МТК составил 14,5 млн. тонн.
- Разрыв железной дороги западной ветки МТК на участке границ Азербайджана и Ирана (Решт – Астара), вынуждал перевалку грузов на автотранспорт, весьма изношенный в Иране. Задержки, дополнительная стоимость перевозки и риски. Сейчас проект участка согласован, изыскания завершены, со стройкой поможет Россия. По планам это 19 – 21 месяц (вложения €1,3 млрд.), но, документ подписал Путин на самом высоком уровне, так что эти 162 км. точно сдадут досрочно.
- Транскаспийский коридор, портовые зоны и каналы были недостаточно судоходны, посадка на мель считалась рядовым явлением. Работы по углублению дна для прохождения судов с осадкой до 4,5 метров уже идут полным ходом, к середине лета обещают закончить.
Инфраструктура каспийских портов модернизирована и сейчас уже работает «с прохладцей», но к августу 2023 поток судов возрастёт, а в начале 2024 движение станет двусторонним.
Ведутся работы по сооружению новых и модернизации старых пунктов пропуска на границах, дополнительных терминалов мультимодальных грузоперевозок и т.д.
На фоне уже сделанного, итоги первого квартала выглядят следующим образом:
«Перевозки по МТК в первом квартале 2023 года выросли в два раза, достигнув 2,3 млн. т. Вдвое увеличился грузооборот по Западному маршруту, в 33 раза – по Восточному, в 3 раза – по Транскаспийскому участку». Заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач.
Для увеличения грузопотока принимаются и временные меры:
- На перевалку в Иран (Решт – Астара), добавили современного автотранспорта и дело пошло быстрее с меньшими рисками.
- Добавили судов на маршруты, нарастив количество перевозимых контейнеров в 2,5 раза.
- Увеличили штаты на пунктах пропуска, сократив потери и простои почти на 40(!)%.
Иными словами, 23-й год МТК встречает обласканный вниманием всех заинтересованных сторон, и ростом числа желающих присоединиться, причин для этого немало.
Альтернатива Суэцкому каналу – быстрее, надёжнее и дешевле
МТК и его перспективы рассматривались с осени 2022 на шести международных встречах, в том числе на самом высоком уровне. Например, в мае 2023 на экономическом форуме «Россия — Исламский мир. KazanForum» озвучены следующие цифры:
- Объём российских инвестиций 250–280 млрд. руб. до 2030 года.
- 102 инвестпроекта (Россия — 52, Казахстан — 22, Иран — 11, Азербайджан – 8, Армения – 5, Туркменистан – 3 и один в Грузии).
- Общая стоимость проектов $38,2 млрд.
- Заложено 25 судов для транскаспийского коридора (сухогрузы, контейнеровозы и универсалы), 2 судна спустят на воду в 2023, ещё 21 судно (река-море) перебросят из Северо-Западного бассейна, им всё равно доступ в порты Европы закрыт.
Выход на проектный грузооборот в 30 млн. тонн в конце 2024, расчетное значение в 2030 более 35 млн. тонн. Однако это расчётные цифры, эксперты видят пропускную способность МТК к 2030 году в 60 млн. тонн, и не менее 100 млн. тонн к 2050.
Основания для таких прогнозов более чем серьёзные, в новом коридоре заинтересованы не только Китай, Южная и Юго-Восточная Азия вместе с Индией. Огромный интерес высказали все страны Персидского залива, а для некоторых стран Восточной Африки МТК уже является единственным каналом поставок.
Что касается транспортной составляющей, то преимущества перед традиционным проходом через Суэцкий канал отмечают все, без исключения, эксперты:
- Контрольная доставка контейнера Мумбаи – Санкт-Петербург заняла 23 дня (ноябрь 2022). Плюс два дня (на пароме) и груз мог оказаться в Скандинавии, Польше, Германии, Дании, Франции и т.д. Через Суэц это 45 суток с высокой вероятностью задержек и опозданий (плюс 3 – 4 дня);
- Общая протяжённость маршрута МТК 7 200 км., против 16 000 через Суэцкий канал;
- Разумеется, стоимость доставки по МТК будет намного меньше, но об этом можно будет говорить после запуска участка Решт – Астара.
- После устранения разрыва железных дорог время контейнера в пути от С-Пб до Мумбаи (с портовыми операциями) составит не более 14 дней.
- На участке Бендер-Аббас – Мумбаи минимальные риски для судоходства, капитаны этот переход считают фактически каботажным рейсом.
Есть ещё один момент, который эксперты просматривают уже в ближайшей перспективе – пассажирское сообщение между странами участницами МТК. Пока сложно представить россиян собравшихся на поезде из Москвы в Бендер-Аббас и оттуда в Индию, но местное население уже активно пользуется готовой инфраструктурой.
Возникает резонный вопрос, если всё настолько здорово, почему проекту с 1999 года уделяли так мало внимания?
Не было нужды и желания устранять «нефизические» препятствия
Первая проводка состоялась в мае 2002, после чего участок Иран – Индия заморозили на 10 лет. В 2016 транзит контейнеров Индия – Иран – Россия возобновили, с 2019 ручеёк (1,2 млн. т) начал набирать силу, а сейчас появилась и нужда и желание устранить помехи.
Главной проблемой (вызывавшей увеличение сроков) были нестыковки таможенного регулирования, административные вопросы (разница тарифов), невнятный документооборот и финансовые сложности. Отдельно решались вопросы страхования грузов банками, вопросы конвертации валют и всё потому, что обложенный санкциями Иран оказался «бутылочным горлышком».
Этот гордиев узел разрубили, кстати, если хотите открыть счет в иранском реале, добро пожаловать в ВТБ – никаких проблем не возникнет!
В геополитике проблем подкинул Казахстан, начав дистанцироваться от России, чтобы избежать вторичных санкций. В начале осени 2022 это вызывало тревогу, но в результате, несмотря на определенный осадочек, решено, что охлаждение отношений не коснётся проектов связанных с МТК.
С другой стороны Каспия никуда не делся конфликт Армения – Азербайджан, из-за чего и завис на 6 лет участок Решт – Астара, а действующий участок ЖД Иран – Азербайджан (через Армению), оказался заблокирован. В настоящее время с помощью стран-соседей появились определённые договорённости, получены гарантии и хочется верить, что локальный конфликт не будет влиять на работу МТК.
Устранение «нефизических» препятствий даёт полную картину нового транспортного центра притяжения капиталов.
Иными словами, МТК «Север – Юг» вышел на финишную прямую, благодаря чему Россия получает сухопутную дорогу в Турцию (Владикавказ – Тбилиси – Карс). Также стали доступны Ирак, Сирия (выход к Средиземному морю), Иран (Пакистан) и Персидский залив.
По оценке экспертов из сферы логистики, максимальные выгоды из МТК извлекают Индия, Китай и Россия (в таком порядке), как грузоотправители и грузополучатели. Санкции санкциями, границу Европа для автотранспорта из России закрыла, факт. Но железнодорожное сообщение осталось и составы из Индии (через МТК) успешно заходят туда через Брест.
Так что к моменту снижения напряжённости в геополитике, в мире появится ещё один конкурент Суэцкому каналу, не менее мощный и выгодный чем Северный Морской путь – МТК «Север – Юг». И можно без преувеличений сказать, что этот конкурент весь свой кусок пирога отберёт у логистики европейской, которая и без того второй год начинает с колоссальных убытков…
P.S. Мы действительно “про текстиль” и гордость за этот проект омрачена тревогой за снижение сроков и стоимости текстильных товаров из стран, традиционно являющихся самыми сильными конкурентами. Например – Бангладеш…
Зарегистрируйтесь/Войдите на сайт и подпишитесь на закрытый канал, чтобы дочитать статью и получить полный доступ к другим закрытым материалам!
Войти и продолжить чтение
Оставьте комментарий