Запад отменяет Россию, а «Север – Юг» сливает Запад

Логистика была одним из первых и самых болезненных санкционных ударов Европы в начале 2022, но Россия оправилась быстрее, чем рассчитывало западное меньшинство. Европейская логистика понесла куда более серьёзные потери и МТК «Север – Юг» станет для неё очередным гвоздём в крышку гроба.

Проект стартовал в 1999 году и в 2023 вышел на финишную прямую

Важной вехой стало снятие всех разногласий и устранение последних противоречий. С момента возникновения договорённостей между тремя странами Индия, Иран и Россия прошло 23 года, за это время присоединилось ещё несколько стран. Турция, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Грузия, при этом участие Армении под вопросом, а вот Пакистан явно готов присоединится. Гордые страны Прибалтики не просились, а Финляндия осталась с носом, хотя никаких намерений остаться без коридора не высказывала.

Северный конец МТК «Север – Юг» (далее просто МТК) теперь будет в порту Усть-Луга и Санкт-Петербурге. Западное ответвление в Беларуси, а южная оконечность в индийском порту Мумбаи.

Путешествие из Санкт-Петербурга в Мумбаи за 12 дней на поезде и пароме вскоре станет реальностью

Сухопутная часть маршрута заканчивается в иранском порту Бендер-Аббас, и вот тут на горизонте возник Пакистан. Напомним, в 2021 было восстановлено железнодорожное сообщение Исламабад – Тегеран – Стамбул, заинтересованность Пакистана в грузообороте в рамках МТК прямая. Настолько прямая, что Исламабад несмотря на напряжённые отношения ведёт переговоры с Дели о грузовом железнодорожном сообщении, минуя перегрузку в порту Бендер-Аббас.

Но это завтрашний день проекта, а вот какие главные проблемы были на 2022, когда грузооборот по МТК составил 14,5 млн. тонн.

  1. Разрыв железной дороги западной ветки МТК на участке границ Азербайджана и Ирана (Решт – Астара), вынуждал перевалку грузов на автотранспорт, весьма изношенный в Иране. Задержки, дополнительная стоимость перевозки и риски. Сейчас проект участка согласован, изыскания завершены, со стройкой поможет Россия. По планам это 19 – 21 месяц (вложения €1,3 млрд.), но, документ подписал Путин на самом высоком уровне, так что эти 162 км. точно сдадут досрочно.
  2. Транскаспийский коридор, портовые зоны и каналы были недостаточно судоходны, посадка на мель считалась рядовым явлением. Работы по углублению дна для прохождения судов с осадкой до 4,5 метров уже идут полным ходом, к середине лета обещают закончить.
Над углублением дна работает более трёх десятков специализированных судов, в сроки уложатся - никаких сомнений. Кстати, казахи свой участок уже углубили.

Инфраструктура каспийских портов модернизирована и сейчас уже работает «с прохладцей», но к августу 2023 поток судов возрастёт, а в начале 2024 движение станет двусторонним.

Ведутся работы по сооружению новых и модернизации старых пунктов пропуска на границах, дополнительных терминалов мультимодальных грузоперевозок и т.д.

На фоне уже сделанного, итоги первого квартала выглядят следующим образом:

«Перевозки по МТК в первом квартале 2023 года выросли в два раза, достигнув 2,3 млн. т. Вдвое увеличился грузооборот по Западному маршруту, в 33 раза – по Восточному, в 3 раза – по Транскаспийскому участку». Заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач.

Для увеличения грузопотока принимаются и временные меры:

  • На перевалку в Иран (Решт – Астара), добавили современного автотранспорта и дело пошло быстрее с меньшими рисками.
  • Добавили судов на маршруты, нарастив количество перевозимых контейнеров в 2,5 раза.
  • Увеличили штаты на пунктах пропуска, сократив потери и простои почти на 40(!)%.

Иными словами, 23-й год МТК встречает обласканный вниманием всех заинтересованных сторон, и ростом числа желающих присоединиться, причин для этого немало.

Альтернатива Суэцкому каналу – быстрее, надёжнее и дешевле

МТК и его перспективы рассматривались с осени 2022 на шести международных встречах, в том числе на самом высоком уровне. Например, в мае 2023 на экономическом форуме «Россия — Исламский мир. KazanForum» озвучены следующие цифры:

  • Объём российских инвестиций 250–280 млрд. руб. до 2030 года.
  • 102 инвестпроекта (Россия — 52, Казахстан — 22, Иран — 11, Азербайджан – 8, Армения – 5, Туркменистан – 3 и один в Грузии).
  • Общая стоимость проектов $38,2 млрд.
  • Заложено 25 судов для транскаспийского коридора (сухогрузы, контейнеровозы и универсалы), 2 судна спустят на воду в 2023, ещё 21 судно (река-море) перебросят из Северо-Западного бассейна, им всё равно доступ в порты Европы закрыт.

Выход на проектный грузооборот в 30 млн. тонн в конце 2024, расчетное значение в 2030 более 35 млн. тонн. Однако это расчётные цифры, эксперты видят пропускную способность МТК к 2030 году в 60 млн. тонн, и не менее 100 млн. тонн к 2050.

Основания для таких прогнозов более чем серьёзные, в новом коридоре заинтересованы не только Китай, Южная и Юго-Восточная Азия вместе с Индией. Огромный интерес высказали все страны Персидского залива, а для некоторых стран Восточной Африки МТК уже является единственным каналом поставок.

Уже идут доставки морепродуктов, продуктов животноводства и многое другое, ограничений в грузах МТК не предусматривает

Что касается транспортной составляющей, то преимущества перед традиционным проходом через Суэцкий канал отмечают все, без исключения, эксперты:

  • Контрольная доставка контейнера Мумбаи – Санкт-Петербург заняла 23 дня (ноябрь 2022). Плюс два дня (на пароме) и груз мог оказаться в Скандинавии, Польше, Германии, Дании, Франции и т.д. Через Суэц это 45 суток с высокой вероятностью задержек и опозданий (плюс 3 – 4 дня);
  • Общая протяжённость маршрута МТК 7 200 км., против 16 000 через Суэцкий канал;
  • Разумеется, стоимость доставки по МТК будет намного меньше, но об этом можно будет говорить после запуска участка Решт – Астара.
  • После устранения разрыва железных дорог время контейнера в пути от С-Пб до Мумбаи (с портовыми операциями) составит не более 14 дней.
  • На участке Бендер-Аббас – Мумбаи минимальные риски для судоходства, капитаны этот переход считают фактически каботажным рейсом.

Есть ещё один момент, который эксперты просматривают уже в ближайшей перспективе – пассажирское сообщение между странами участницами МТК. Пока сложно представить россиян собравшихся на поезде из Москвы в Бендер-Аббас и оттуда в Индию, но местное население уже активно пользуется готовой инфраструктурой.

Возникает резонный вопрос, если всё настолько здорово, почему проекту с 1999 года уделяли так мало внимания?

Не было нужды и желания устранять «нефизические» препятствия

Первая проводка состоялась в мае 2002, после чего участок Иран – Индия заморозили на 10 лет. В 2016 транзит контейнеров Индия – Иран – Россия возобновили, с 2019 ручеёк (1,2 млн. т) начал набирать силу, а сейчас появилась и нужда и желание устранить помехи.

Главной проблемой (вызывавшей увеличение сроков) были нестыковки таможенного регулирования, административные вопросы (разница тарифов), невнятный документооборот и финансовые сложности. Отдельно решались вопросы страхования грузов банками, вопросы конвертации валют и всё потому, что обложенный санкциями Иран оказался «бутылочным горлышком».

Этот гордиев узел разрубили, кстати, если хотите открыть счет в иранском реале, добро пожаловать в ВТБ – никаких проблем не возникнет!

В геополитике проблем подкинул Казахстан, начав дистанцироваться от России, чтобы избежать вторичных санкций. В начале осени 2022 это вызывало тревогу, но в результате, несмотря на определенный осадочек, решено, что охлаждение отношений не коснётся проектов связанных с МТК.

С другой стороны Каспия никуда не делся конфликт Армения – Азербайджан, из-за чего и завис на 6 лет участок Решт – Астара, а действующий участок ЖД Иран – Азербайджан (через Армению), оказался заблокирован. В настоящее время с помощью стран-соседей появились определённые договорённости, получены гарантии и хочется верить, что локальный конфликт не будет влиять на работу МТК.

Устранение «нефизических» препятствий даёт полную картину нового транспортного центра притяжения капиталов.

Через два года транспортная карта этой части мира полностью изменится, доставки и поездки станут доступнее и комфортнее

Иными словами, МТК «Север – Юг» вышел на финишную прямую, благодаря чему Россия получает сухопутную дорогу в Турцию (Владикавказ – Тбилиси – Карс). Также стали доступны Ирак, Сирия (выход к Средиземному морю), Иран (Пакистан) и Персидский залив.

По оценке экспертов из сферы логистики, максимальные выгоды из МТК извлекают Индия, Китай и Россия (в таком порядке), как грузоотправители и грузополучатели. Санкции санкциями, границу Европа для автотранспорта из России закрыла, факт. Но железнодорожное сообщение осталось и составы из Индии (через МТК) успешно заходят туда через Брест.

Так что к моменту снижения напряжённости в геополитике, в мире появится ещё один конкурент Суэцкому каналу, не менее мощный и выгодный чем Северный Морской путь – МТК «Север – Юг». И можно без преувеличений сказать, что этот конкурент весь свой кусок пирога отберёт у логистики европейской, которая и без того второй год начинает с колоссальных убытков…

P.S. Мы действительно “про текстиль” и гордость за этот проект омрачена тревогой за снижение сроков и стоимости текстильных товаров из стран, традиционно являющихся самыми сильными конкурентами. Например – Бангладеш…

Зарегистрируйтесь/Войдите на сайт и подпишитесь на закрытый канал, чтобы дочитать статью и получить полный доступ к другим закрытым материалам!

Войти и продолжить чтение

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. *

DPL каталог продукции
Реклама на портале News-Textile.ru Перейти
+