Аналитики рассматривали варианты, при которых в связи с пандемическими ограничениями убытки от коронавируса у текстильщиков могут оказаться больше, чем в других отраслях. По факту, ситуация сложилась намного хуже пессимистических прогнозов, беда пришла оттуда, откуда не ждали.
«Надо остановить текстильное производство, а потом закрыть магазины»
С этим предложением Виктора Евтухова сейчас мало кто не согласится, но почему-то, в середине марта предложение замминистра Минпромторга РФ не услышали. В результате сначала были отправлены на самоизоляцию покупатели, потом закрыты магазины и ТРЦ, и только после этого в ход пошли ограничения на работу швейных предприятий. Фактически, «с ног на голову» была поставлена вся цепочка поставок «текстильное производство – магазин – конечный потребитель».
Сначала «кончились» покупатели, потом закрылись магазины, и швейные фабрики остались у разбитого корыта. Продолжая шить вещи, которые точно выйдут из моды к моменту снятия ограничений в связи с пандемией. На такой аспект нарастания убытков, по принципу «снежного кома», не обратил внимания никто из аналитиков, хотя мы о возможности такого развития событий говорили довольно давно.
Вот как выглядит динамика индексов производства, спроса и предложения на середину апреля 2020.
- Индекс промышленного производства в марте продолжает рост;
- ИПЕМ «производство» уже обвалился, достигнув значений кризиса 2008;
- ИПЕМ «спрос» после январского всплеска спроса на гречку с туалетной бумагой просел до отрицательных значений.
Иными словами, все производители товаров не повышенного спроса, не успевшие остановить производства, примерно с середины марта начали нести убытки от коронавируса, работая на склад. Первыми под этот неожиданный бульдозер ограничений и самоизоляции попали текстильщики.
Началась пандемия Covid-19, и количество отказов от заказов дошло до 75%
Когда экстренно ввели ограничения, в дело пошёл лозунг «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». По информации транспортной компании «ПЭК», только из Иваново они вывезли и вернули обратно около 840 м3 грузов текстильного характера. Учитывая, что еврофура это примерно 80 м3 кажется немного, но на самом деле речь идёт о сборных доставках и небольших фургонах.
Вот так выглядит сухая статистика, которую Росстат, сохранив в открытом доступе, задвинул так далеко, что найти её непросто.
Картина позитивная, куртки мы взяли для примера, в этой товарной группе наметился тренд на дешевизну, поскольку мужчины в России за модой не гонятся. Из-за этого, пока длится пандемия Covid-19, нишу заполняет Китай, предлагая вполне приличные куртки по мизерным ценам. Практически по всем остальным товарным группам отмечен рост объемов производства, о чём говорили аналитики, оценивая итоги 2019 года.
Однако оптимизм заканчивается, если посмотреть на ситуацию в разрезе реализации. Здесь ситуация сложилась более плачевная, и кризис после коронавируса неизбежен.
ФНС РФ, кстати, тоже неохотно раскрывает данные по первому кварталу, вероятно, чтобы не нагнетать панику. Однако, имеем то, что имеем, хотя сравнение может показаться некорректным:
- В 2018 и 2019 товары были частично реализованы в последующие периоды, особенно сезонные, производители просто увеличивали запас «на будущее»;
- В 2018 ещё не было системы точного учета по товарным группам со стороны ФНС РФ, а данные Росстата не всегда точны;
- В группе «спецодежда» данные частично скрыты, не попадают в статистику, особенно в части прямых корпоративных заказов.
Но группа «волокна химические» весьма показательная. В России имеется определенный дефицит, импортозамещение в этой группе пока не состоялось, тем не менее, объем реализации падает. Кстати, в группе «спецодежда», по итогам IV квартала 2019 года, объем реализованной продукции был близок к 100%.
Если вы подумали, что в условиях связанных с пандемией КОВИД-19 ограничений весь текстиль, которого произвели больше чем раньше, остался на складах фабрик, то вы подумали правильно. Отсюда – новые прогнозы убытков со стороны, о которой мало кто думал в начале карантина.
Последствия кризиса после коронавируса кардинальное изменение моды
Такое заявление прозвучало со стороны французских кутюрье, поскольку COVID-19 действительно на какое-то время стал законодателем мод. Для «штучного» производства Модных домов отличный повод поднять цены на новые коллекции, но для российских текстильных фабрик это почти приговор.
«Всё, что было произведено в марте – апреле, продать не получится». Такое мнение было высказано на совещании, проведенном Союзлегпромом с представителями текстильной отрасли. Трудно оспорить это заявление, учитывая, что мода на коллекции меняется 2-3 раза в год, и то, что осталось на складе, через пару месяцев не в тренде.
Возможно, плачевность ситуации, чтобы исключить кризис, могут поправить в Правительстве РФ, если после коронавируса:
- Примут предложение Минпромторга РФ о включении текстильной отрасли в список «Наиболее пострадавших от ограничительным мер отраслей»;
- Расширят меры помощи на магазины (ТРЦ, оптовые текстильные компании и т.д.), работающие с российским текстилем;
- Включат в списки помощи микро- и малые предприятия с юридической формой «ИП» (частый случай для швейных фабрик);
- Освободят (а не дадут отсрочку) швейные фабрики от налогов, хотя бы за второй квартал 2020 г.
Тогда, обвалив цены до уровня себестоимости сырья и амортизации основных средств, российские текстильщики, возможно, выйдут из нового кризиса, не ликвидируя фабрики.
Отзывы о Убытки от коронавируса были ожидаемыми, но гром грянул и с другой стороны
Печально видеть как правительству глубоко наплевать на то что закрываются фабрики текстильные по всей России .Что все магазины заполнены или дорогой Италией или дешевым Китаем.Россия с ее возможностями просторами сама могла бы экспортировать хлопок шелк шерсть в Европу..Печально что большинство людей одевается в вещи Zara а не в нашу не дорогую качественную одежду из наших тканей..