Недавно Роскачество проводило проверки нескольких товарных групп, в том числе текстиля, что выявило тенденцию роста контрафакта в поставках через интернет-магазины. Поэтому вопросы выявления и борьбы с контрафактом обсуждались на внеочередном расширенном заседании 19 июня.
Состав участников заседания говорит о серьёзности намерений
Прошло мероприятие под руководством Роскачества, но в работе приняли участие представители:
- Минпромторга и СОЮЗЛЕГПРОМА, работающие над конкретными предложениями;
- Крупных отраслевых компаний и интернет магазинов;
- Экспертных компаний и СМИ.
Прежде всего, было отмечено, что меры по борьбе с нелегальными товарами на рынке офлайн серьёзно осложнили жизнь недобросовестным поставщикам. При этом наблюдается миграция теневых схем с поставками «серых» товаров в Интернет. Собравшиеся рассмотрели несколько возможных сценариев развития, обратив внимание на сложности в борьбе с такими магазинами:
- Непрозрачность финансовых потоков, что не позволяет своевременно ликвидировать каналы поставки фальсификатов;
- Распространение «копирования» брендов, используя сходство с торговыми марками без прямых подделок. Это затрудняет привлечение к ответственности распространителей;
- Несовершенство нормативно-правовой базы, в которой пока отсутствуют поправки в отношении полноценной защиты обладателей прав.
Отдельно обсуждалась проблема с ценами, на которые в условиях снижения доходов россияне обращают внимание в первую очередь. На фоне исследования ассоциации «РусБренд», показавшего, что 70% россиян не могут отличить подделки, удаление с рынка недобросовестных игроков становится непростой задачей.
Маркировка пока признается самой действенной мерой
Чиновники Минпромторга доложили обстановку с продвижением маркировки, обратив внимание на первые успехи. Однако было замечено, что в цепочке «производитель – конечный покупатель» контроля движения товаров недостаточно. Требуются жёсткие действия правоохранительных органов, совместно с правообладателями.
О сложностях в этом вопросе высказался государственный таможенный инспектор ЦТУ ФТС Евгений Егиазаров: «Мы тесно взаимодействуем с правообладателями, но в последнее время всё чаще заканчивается «мировыми соглашениями» между правообладателем и производителями фальшивок».
Мнение поддержал Артем Глущенко, GR-директор «Яндекс.Маркет». Он пояснил, что система маркировки создана без учёта специфики сетевых магазинов, и её необходимо доработать. Артём Николаевич и другие эксперты отметили распространение в обществе мнения «С контрафактом борются, чтобы вынудить людей покупать более дорогие вещи». Всё это способствует смещению поставок фальсификатов в сферу онлайн торговли.
Тем не менее, участники совещания выработали совместную позицию, наметив первоочередные меры, в том числе в части срочной доработки законодательства. Также были определены сектора, наиболее страдающие от недобросовестной конкуренции с ведущими брендами:
- Текстиль (более 10 товарных групп);
- Рынки парфюмерии и алкогольной продукции;
- Сектор IT.
По итогам был сформирован план действий, в том числе с привлечением экспертов, работающих с реестрами Евразийского союза. В ближайшее время план согласуют все заинтересованные стороны, чтобы представить предложения и привлечь к работе профильные органы государственной власти.
Заметим, работа стала продолжением диалога, стартовавшего на площадке «Российской недели текстильной и легкой промышленности». Скорее всего, подвижки в вопросах реальной борьбы с подделками стали результатом активного привлечения к процессу бизнеса.
Оставьте комментарий