Текстильная отрасль: итоги 2018 – 2019 годов. Кто кому должен?

Недавно налоговая служба России опубликовала данные о ситуации с дебиторской и кредиторской задолженностями по различным отраслям промышленности. Документ большой, состоит из нескольких частей, как всегда ФНС в отношении текстильщиков доказала, что статистика знает всё, но о многом умалчивает. Посмотрим, как выглядит ситуация сегодня, нас интересует текстильная отрасль.

Текстильная отрасль

Должен себе и поставщику, а мне должен покупатель

Не будем углубляться в дебри бухгалтерии, дадим упрощенное определение, какие минусы бухгалтерского баланса имеются в виду:

  • Дебиторская задолженность (по МСФО Accounts receivable (A/R)) – всё, что обязаны выплатить фирме другие компании;
  • Кредиторская задолженность (по МСФО Accounts payable (A/P)) – все, что фабрика обязана выплатить другим компаниям текстильной отрасли или кредитно-финансовым учреждениям;
  • Неликвидный остаток (в терминологии бухгалтерии товарно-материальные ценности (ТМЦ)), которые трудно (невозможно) реализовать по себестоимости.

Попробуем проанализировать, что в реальности происходит у текстильщиков в цепочке реализации готовой продукции на самом деле.

Этот график динамики изменения остатков вы уже видели:

Текстильная отрасль

Категория запасов, прямо ведущих к убыткам. Для любого российского текстильщика это долг самому себе, или плохая работа отдела продаж, продажа неликвидного товара затруднительное мероприятие.

С другой стороны, политика производителей КПБ, чулочно-носочных изделий, нательного белья и школьной формы может быть оправдана. Дебиторка дилера, получившего носки «на реализацию», не подвержена значительным изменениям, цена почти не меняется с годами. Типичная картина, в чём текстильная отрасль выглядит лучше остальной промышленности:

Текстильная отрасль

Как правильно прочитать этот график. Чем выше процент, тем больше потери контрагента, передавшего вещи на реализацию без предварительной оплаты. Заметно, что больше всего потерь в категории повседневной женской одежды. Фактически, в следующем году не проданные сегодня платья окажутся в разделе товаров с уценкой, если не в категории неликвида.

И вот тут стоит перейти к балансу «должен / должны», который выглядит на данный момент для некоторых предпринимателей угрожающе.

Текущая цена юбки не имеет значения, если покупатель её вернёт вместо денег

По мнению ГК РФ и ряда связанных нормативных актов, дебиторские обязательства будут погашены, если должник (в данном случае магазин) выполнит несколько условий. Ключевым фактором погашения обязательств перед предприятием станет возврат непроданной партии. С этой точки зрения инвестиционная привлекательность фабрики не пострадает, баланс сбалансирован. На деле, ситуация куда хуже.

Продавец забрал по договору 100 платьев и через год вернул 95. С точки зрения закона, если он оплатит пять платьев, не станет должником. Крайним останется владелец, у которого окажется на складе 95 платьев, продать которые можно разве что на ветошь. И это происходит в отрасли с нарастающим итогом, вспомним график на:

Текстильная отрасль

Однако, оценивая выравнивание долговой нагрузки, товары с уценкой, в разрезе бухгалтерского учёта, для ФНС РФ не имеют срока давности, так что не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд. Большинство руководителей фабрик вовремя сориентировались, демпфировав негативные влияния дебиторской задолженности кредитованием на особых условиях.

Текстильная отрасль

Инвестиционная привлекательность отрасли позволила предпринимателям использовать дополнительные финансовые механизмы, чтобы остаться на плаву. Пролонгация дебиторки явилась одним из спасательных кругов бизнеса, на что и обратила внимание ФНС РФ.

Тут необходимо пояснение. В бухгалтерском балансе ДЗ числится как отложенная выплата долгов со стороны контрагента. Налогами она не облагается, пока нет взаиморасчётов, но и поводом для признания предприятия финансово несостоятельным быть не может, просто ухудшает финансовое состояние. Более того, если кредиторские долги предприятия меньше дебиторских, то и кредитор не имеет права настаивать на ликвидации, банкротстве или выплатам по суду.

Скорее всего, отложенная в «никогда» продажа неликвидного товара – ситуация, типичная для российской промышленности. Что и послужило толчком к публикации данных о нарастающих проблемах с ДЗ. Предприниматели нашли способ обойти законы, в данном случае палочкой-выручалочкой стала переоценка неликвидов и отгрузок, находящихся в статусе долгов.

Текстильная отрасль

Спешим разочаровать излишне деятельных главных бухгалтеров. Росстат считает, иногда преувеличивая, ФНС РФ принимает фактические отчёты, делая выводы. Своё мнение фискальная служба России не озвучивает, но намёки даёт вполне прозрачные.

«Манипуляции с уценкой мы накажем не штрафами, а камеральной проверкой»

Вряд ли обычному читателю что-то скажут эти слова руководителя ФНС РФ, однако, Михаил Владимирович Мишустин редко на встречах с Президентом РФ бросает слова на ветер: «Мы почти закончили анализ рынка России. Некоторым предприятиям дадим послабления, санкции им серьёзно осложнили оперативную деятельность, снизив инвестиционную привлекательность. В отношении остальных компаний мы пока будем собирать информацию, без принятия мер. Наши эксперты исследуют варианты ухода от налогов, которые россияне придумывают быстрее, чем мы. Но мы учимся, и возможно, даже варианты с убытками сможем оценивать с точки зрения механизмов незаконного получения доходов в результате проведения камеральных проверок».

Так и будет, ведь по оценке независимого аналитического агентства, общий размер снижения стоимости «неликвидного склада», то есть товары, которые производитель готов реализовать с уценкой, составляет не менее 60% от склада готовой продукции любой европейской текстильной фабрики. Вне зависимости от даты производства, объёма партии и прочих обстоятельств.

Стоит оценить, сколько на самом деле теряют в стоимости вещи, произведённые в России:

Текстильная отрасль

Не так много потерь, чтобы бастовать и устраивать протесты. И недостаточно для того, чтобы пойти против ФНС РФ, что никого из предпринимателей пока до добра не доводило. Но достаточно для того, чтобы пересмотреть подходы к реализации готовой продукции. Пока склад неликвидов не сравнялся по объёму со складом готовой продукции.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. *

DPL каталог продукции
Реклама на портале News-Textile.ru Перейти
+