Текстиль. Россия vs Узбекистан, конкуренция сохранится, демпинг отменяется

Текстильные новости оценили итоги бизнес-форума в Самарканде и решили поделиться тем, что не прозвучало в новостях. А ведь за кулисами было намного интереснее, чем на парадных трибунах, где выступали премьер-министры России и Узбекистана.

На энергетике и горном деле с нефтехимией свет клином не сошёлся

Красной нитью форума стало строительство в Узбекистане АЭС по российскому проекту, наращивание оборота в сфере нефтехимии, горнорудном деле и металлургии. За крупными проектами с миллиардными инвестициями представители легкой промышленности Узбекистана и России решали, вполне успешно, свои задачи.

Форум проходил в Самарканде, каждая "минута" участников была расписана до 10 минут
  1. Окончательно ратифицирован «Меморандум о сотрудничестве» (между «Союзлегпромом» и «Узтекстильпромом»).
  2. Достигнуто соглашение по спорным вопросам (демпинговые цены на узбекский текстиль, разная стоимость товаров при транзите через Казахстан и др.).
  3. На основании опыта пилотных поставок июнь – август 2022 выработаны рекомендации по взаиморасчетам в рублях и узбекских сумах, а также по инвестициям в смежные предприятия.
  4. Найден ценовой компромисс по наращиванию поставок хлопка-сырца, несмотря на то, что он давно является глобальным биржевым товаром.

Это лишь общий перечень вопросов, по которым удалось договориться к обоюдной выгоде. Разумеется, работа началась не 1 декабря, договоренности обсуждались с марта 2022, по ряду вопросов, как и по взаиморасчётам в нацвалютах, реализованы пилотные проекты.

Документ краткий, отчего точно станет талантливым руководством к действиям

Согласованный текст «Меморандума» был подписан ещё 8 сентября, три месяца ушло на юридические, экономические, финансовые и технические детали. Пока схема сотрудничества выглядит так:

  • Предприятиям, нацеленным на заключение двусторонних договоров, оказывается необходимая помощь и сопровождение (юридическая, выставочная деятельность и т.д.);
  • Обе организации расширят инвестиционные пакеты, причём интерес Узбекистана по инвестициям в Россию далеко не праздный;
  • Обе стороны обязуются бороться с контрафактной продукцией и подделками, гарантируя качество сырья, оборудования и товаров.

Пока всё выглядит привлекательно, в отношении последнего пункта небольшое пояснение. При цене вещи российского производства в 100 руб., узбекский аналог стоит 50 руб. Ценовой разрыв тут же привлекает махинаторов и появляется «китайский аналог» по себестоимости 10 руб., выдаваемый за узбекскую вещь по 45 рублей.

До сих пор процесс выявления подделок был затруднён (производитель в Узбекистане), сейчас центр финишного контроля качества текстиля будет в России. Очевидно, что весь контрафактный поток так не ликвидировать, но объём его существенно снизится.

Про логистику премьеры вообще не упоминали, поэтому и новостей нет

Вероятно, они сочли вопрос решённым, раз внешнеторговый оборот между странами растёт, в 2022 доля России составила 18% и она опередила Китай (!), значит, и проблем с логистикой нет.

Но скорее всего, Премьер-министры в курсе, логистику курирует Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, да так, что российским текстильщикам имеет смысл следить за новостями.

25.11.2022 Президент подписал документы по управлению СЭЗ «Навои» и грузовыми терминалами местного аэропорта.

Справка. Навои начали строить в 1955 году, сегодня это крупнейший кластер горной добычи и переработки (уран, золото, газ и т.д.), растущий индустриальный центр и зона повышенной деловой активности. Навои связан с Москвой двумя жд дорогами (одна через Ташкент и Казахстан, вторая через Туркмению и Казахстан), городами Учкудук, Заравшан и другими центрами добычи и промышленности. ВПП аэропорта Навои (длина 4 км.) принимает любые самолёты гражданской и военной авиации, жд ветка соединяет его с транспортной сетью Узбекистана.

Инвестициями занимаются Объединённые Арабские Эмираты (компании «DP World» и «Terminals Holding»), в планах вторая ВПП и ещё три грузовых терминала.

Интерес ОАЭ понятен и очевиден, достаточно посмотреть на карту.

Сравнение расстояния для авиаперевозок из ОАЭ в Россию и обратно

При растущем товарообороте с Россией удельная стоимость перевозки ниже на 27% (это сейчас), в перспективе ещё дешевле (если РЖД сохранит льготные тарифы).

Из Навои грузы будут попадать в Туркмению, Казахстан, Россию (все направления) и другие страны Средней Азии. Разумеется, работает и перевозка в обратном направлении, а это уже порты Персидского залива. Неплохой коридор вдобавок к участку «Север – Юг» через Казахстан, Туркмению и Иран жд транспортом.

РЖД обещает специальный тариф, почти на 32% ниже стандартной ставки

Уже сейчас СЭЗ «Навои» активно осваивают компании Индии и Пакистана, что тревожно для наших текстильщиков – это серьёзные конкуренты. Но нарастают и наши поставки в эти страны, в которых текстиль тоже присутствует.

Так что тему активности Правительства РФ в Узбекистане телеканалы раскрыли не полностью. Но главное, с текстильщиками из Центральной Азии удалось договориться, хорошая новость, но есть и вторая.

С одной стороны, в отношении узбекского текстиля стало менее тревожно, конкуренцию не отменили, но демпинговые цены и вал контрафактной одежды вроде не грозит.

С другой стороны логистика из стран Южной Азии и Ближнего Востока станет проще, быстрее, а главное дешевле, так что придется договариваться с новыми Игроками. Бангладеш, например, страна с самой дешевой рабочей силой и товары оттуда будут очень серьёзными конкурентами.

Надеемся, освобождающиеся ниши российского рынка наши текстильщики успеют занять, пока новые коридоры не вышли на проектные объёмы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. *

DPL каталог продукции
Реклама на портале News-Textile.ru Перейти
+