Итоги 2018: рынок одежды – денег нет, но мы держимся

По предварительным итогам прошлого года рынок одежды выглядит парадоксально. На фоне увеличения количества сделок суммарная выручка продавцов снизилась. Однако торговый оборот немного вырос, хотя и чуть меньше инфляции. Парадокс?

Рынок одежды

Возможности интернет магазинов одежды оказались недооцененными

Прежде всего, реверанс в сторону Федеральной Налоговой Службы России, активно внедряющей систему онлайн отчетности. Розничная торговля 2018 года намного прозрачнее данных статистики. Росстат традиционно, перед публикацией отчётов, отмеряет семь раз, но общее оперативное представление о розничных и оптовых продажах по данным ФНС РФ уже третий год не отличается больше чем на 1,5-3%.

Минувший год не стал исключением, хотя сектор интернета вносит всё больше сумятицы, о чём мы уже говорили. Трудности учёта добавляют головной боли статистикам, но некоторые тенденции оценить можно:

Рынок одежды

Любопытно, что, создав интернет магазин, российские фабрики начинают активно использовать электронные деньги. Причина – в массовом использовании юридической формы ИП. Ещё интереснее бурный рост доли одежды в онлайн продвижении, пример китайского магазина оказался заразительным. Похоже экономия на покупке превысила опасения ошибиться с размером, да и сайты продаж помогают в случае ошибки избавиться от купленной вещи без особых потерь.

На самом деле, онлайн сектор только внешне кажется неучтённым, отсюда и рост торгового оборота, который показал рынок одежды. А что происходило в розничных предприятиях офлайн?

Рынок одежды

Сумма чека упала, но количество чеков растёт

Основным трендом розничной торговли в 2018 году стал акцент на поддержании лояльности покупателя и удержании клиента. Лучше всего тенденция заметна в сетевом ритейле, где бонусные карты (с отложенной премией) почти вытеснили рекламные кампании, направленные на привлечение новых покупателей.

Рынок одежды

Механизмы возврата денег, карты беспроцентных рассрочек и прочие ухищрения особой роли не сыграли. Россияне стали куда разборчивее с покупками, предпочитая оставить понемногу в разных магазинах в поисках выгоды. Рынки текстиля выглядели более привлекательными, чем красивые магазины.

Оживление продаж ожидали аналитики, обратившие внимание на небольшой рост реальных располагаемых доходов россиян. В 2018 он приблизился к докризисным показателям, но население предпочло продолжать экономить. На стагнации розницы сказались и другие факторы:

  • Общий рост количества магазинов с одновременной универсализацией приводит к снижению маржи и доходов каждого в отдельности;
  • Рынок одежды

  • В борьбе за кошелёк покупателя перестают работать распродажи и акции, дискредитированные СМИ. На этом фоне привычный текстильный рынок с большим количеством продавцов немного ожил;
  • Ценность марки и бренда в России практически утратила значение;
  • Широкий разрыв в доходах россиян не позволяет крупному ритейлу поддерживать не то что цены, а сопоставимый в разных регионах ассортимент товаров;
  • Рынок одежды

  • Вытеснение мелкой розницы лишило рынок гибкости, новинки попадают на полки с опозданием, устаревая до начала продаж.

В отношении последнего красноречиво говорит следующая цифра – суммарная доля розничной торговли в 44% принадлежит, в порядке убывания, нескольким сетям. Х5 и Магнит (почти 26%) плюс Лента, Ашан, Дикси, О’Кей и Metro. Очевидно, что никто из этих гигантов не способен предлагать модную одежду, ориентируясь, в лучшем случае, на сбыт стоков. Хотя в списках дискаунтеров одежды «Ашан» на почетном пятом месте.

Рынок одежды

Если посмотреть на сводную картину изменения потребительского поведения россиян, то продолжение экспансии торговых сетей в 2019 году может обернуться потерей текстильного сегмента. Любой заштатный интернет магазин оставит далеко позади компании, владеющие сотнями квадратных километров торговых площадей.

Не просто так, Минпромторг уже внёс в Госдуму соответствующий законопроект.

Рынок одежды

Свято место пусто не бывает

Текстильная отрасль России с помощью государства худо-бедно стала выходить из затянувшегося кризиса, но увеличение объёмов производства немедленно вызвало трудности с реализацией. От нехватки денег у россиян страдали все рынки, но, к сожалению, для текстиля он не относится к товарам первой необходимости и пострадал больше других секторов.

Хорошей иллюстрацией возникновения новых проблем является сводный график по двум десяткам ивановских и поволжских фабрик:

Рынок одежды

Примечательная картина, если внимательно разобраться в сути происходящего:

  • Кризис привёл к тому, что фабрики переставали работать на склад, временами запаса практически не было;
  • Для сокращения убытков от неликвидов товар охотно раздавался на реализацию с последующей уценкой;
  • В 2017 году объём неоплаченной, но отгруженной, продукции падает, что приводит к резкому росту неликвида.

Рынок одежды

По итогам минувшего года на фабриках, участвовавших в выборке, на складе скопилось до трети товаров, продать которые вряд ли получится. «Торговали, веселились. Посчитали – прослезились». Так сказать, в чистом виде.

Обратим внимание, что речь идёт о предприятиях, некоторые из них имеют устойчивые госзаказы, а две работают на крупные торговые марки. Очевидно, что некоторая самоуспокоенность вызвала отсутствие должного контроля сбыта. Или отделы сбыта просто разучились работать. В любом случае, розничная торговля одеждой показала негативные тенденции в 2018 году. Причём в отношении залежалого товара мер государственной поддержки точно не будет.

Рынок одежды

На фоне увеличения налогового бремени множество предприятий могут снова оказаться в зоне «рискованного текстильного промысла» или вернутся к кризисным временам, работая «под заказ».

В следующей статье мы рассмотрим примеры успешных фабрик, руководство которых умеет быстро реагировать на изменения конъюнктуры.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. *

DPL каталог продукции
Реклама на портале News-Textile.ru Перейти
+