Итоги, выраженные в денежном выражении, важны в любой сфере, текстильщики – не исключение. ФНС России подвела итоги за три квартала 2018 года, и можно наблюдать любопытную картину.
Объём выручки падает, а налоги растут
Согласно положениям программ о поддержке, текстильная отрасль пользуется льготным налогообложением, по меньшей мере, большинство фабрик. Несмотря на это, общее количество собранных налогов превысило аналогичный период 2017 года на 26 процентов.
К такой ситуации привел ряд факторов, озвученных, ещё в начале года на Российской неделе легкой и текстильной промышленности:
- В течение года в ведение региональных администраций прошла передача налоговых и неналоговых платежей. Для швейных фабрик процесс вылился в необходимость подтверждения прав на получение льгот. Не все с этим справились, пришлось оплачивать суммы полностью и задним числом требовать перерасчетов;
- Больше всех пострадал малый и средний бизнес, в том числе действующий по упрощенным схемам бухгалтерского учета;
- Для получения льготного и субсидиарного финансирования ряд руководителей проводили мероприятия оздоровления, в том числе в отношении складских запасов. В результате у многих увеличилась налогооблагаемая база, хотя продажа текстиля не выросла;
- В целом по стране идёт битва за вывод из тени реальных оборотов, это коснулось и текстильной отрасли, что опять же увеличило налоговые суммы.
Большинство компаний ситуацию драматизировать не склонно, но в марте следующего года вопросы упорядочивания предоставления льгот будут главной темой повестки дня.
Прирост обязательных платежей непростое бремя для промышленности только-только выходящей из кризиса. Тем не менее, хороший показатель, по данным ФНС России, особенно в сравнении с уровнем 2014 года:
Давайте проанализируем, что иллюстрирует график.
Малый бизнес рушился быстро, но и восстанавливается хорошими темпами
С высоких трибун говорить могут что угодно, но графическое сравнение роста процентного отношения налогов показывает несколько трендов, которые показала текстильная отрасль:
- Первыми в разгар кризиса пострадали малые предприятия, в какой-то момент налоговые отчисления упали до 60%. Косвенный показатель того, сколько фирм разорилось или перепрофилировало вид деятельности;
- Совместные предприятия чувствовали себя лучше всех. Участие иностранного капитала помогло демпфировать негативное влияние курсовых колебаний;
- Крупные компании переживали потери, но могли диверсифицировать ассортимент, и в целом устояли;
- Бизнесы средней категории пережили провал, восстановление обеспечили меры государственной поддержки, продажа текстиля в этом секторе имела минимальные издержки.
Что даёт эта картина с точки зрения итогов развития отрасли и прогнозов на 2019 год? Судя по всему, процесс разорения и банкротства текстильных фабрик существенно замедлился. Объективных предпосылок для прекращения деятельности нет, работают субъективные факторы, текстиль Россия поддерживает. Неграмотное управление, ошибки в выборе своей ниши, низкое качество производимой продукции.
Малый бизнес оперативно реагирует на изменение условий, быстрее остальных игроков находя «своего покупателя». Напомним – график отражает количество реализованного товара.
Прогноз на 2019 год очевиден. Начнутся процессы интеграции малого бизнеса с крупными компаниями, вырастет качество и количество текстильных изделий. Локализованные в России (с участием иностранного капитала) предприятия обеспечат рост экспорта.
Косвенно такой прогноз подтверждает аналитический обзор динамики возврата инвестиций. Мы уже говорили, что текстиль в этом плане лидирует, интересно посмотреть, как это выглядит с точки зрения инвестора.
Для сравнения, данные приведены по группам фабрик, и картина вселяет определённый оптимизм.
Интерес инвестора подогревают не только сроки возврата инвестиций
На графике черная линия отражает уровень инфляции текстиля в России, согласно приведенным данным Минфина. Общая картина периода 2014-2016 годов отражала, если можно так выразиться, крах, ведь в ряде случаев речь шла о «длинных деньгах».
Тем не менее, в самые провальные годы инвесторы получали сравнимый или превышающий обычные вложения на счета банков доход. Если в 2017 только вложения в малый бизнес давали сравнимый доход (он же был самым быстроокупаемым), то в этом году ситуация сильно изменилась.
Отметим ситуацию фирм с иностранным капиталом. Невысокие показатели связаны с началом вложения денег в фабрики, производство и прочими затратами. Фактически, текстиль, который поддерживает и развивает Россия, получил задел на будущее, с неизбежным ростом доходов. Крупные предприятия растут стремительно, если динамика не изменится, инвестиции по доходности превысят вложения в самые доходные акции и облигации.
Старт компаний с коллективами до 400 человек обусловлен созданием кластеров производства и переработки лубяных культур. То, что ещё вчера было на бумаге, в конце сентября обернулось приличной прибылью для банков и частных лиц. Помогла погода, готовность отрасли к переработке собственного сырья и огромные поля. Но без вложений программа так бы и осталась на бумаге. Намного больше помогли решения, согласно которым ФРП зафиксировал ставку финансирования проектов легпрома и текстильной отрасли на уровне 3%. Точнее – НЕ БОЛЕЕ 3%, что означает возможность для компаний кредитоваться ниже уровня ставки рефинансирования ЦБ.
Для нас, как покупателей, это означает, что цены на текстиль будут расти медленнее инфляции. А для отрасли это хороший признак выхода из кризиса к началу 2020 года.
Оставьте комментарий