Первые итоги 2019 года, рост промышленности отменяется?

Первые итоги (три квартала 2019) подвел замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов. Небольшое оживление первого квартала вылилось в стагнацию, сейчас прогноз на конец года – рост промышленности на нулевом уровне, если не отрицательном. Заметим, что прогноз дается с ожиданием небольшого оживления в конце года. Если этого не произойдет, год завершится с отрицательным ростом.

Рост промышленности

Перепроизводство текстиля и импортозамещение были первым звоночком

Причиной замедления роста в первую очередь является снижение покупательской активности. Как заметил Виктор Евтухов, снижается сумма среднего чека и продажи товаров длительного пользования, а отрасль работает на потребительский рынок.

Зависимость прямая: россияне покупают меньше – фабрики не успевают отреагировать – появляются избытки. В текстильной промышленности около трети товаров завязаны на модные тренды, значит, со сменами сезонов непроданные вещи почти гарантированно становятся неликвидами. Фабрики срочно снижают объемы, снижается качество предложения, и люди покупают меньше. Замкнутый круг, разорвать который в этом году, видимо, уже не получится.

Рассматривая ситуацию с замедлением продаж, кстати, мы уже тогда обращали внимание на снижение суммы чека и расслоение потребления, был прогноз «чистки складских остатков». Сейчас появились очищенные цифры первого полугодия, поэтому можно сравнить с предыдущими периодами как меняется структура продаж.

Рост промышленности

Возможно, ограничение выборки снизило репрезентативность данных, но тенденции хорошо просматриваются:

  • Эйфория начала выхода из кризиса привела в 2018 к росту складских запасов. В некотором смысле, итог затоваривания сейчас работает как отрицательный фактор;
  • Снижаются прямые продажи фабрик конечным покупателям, хотя аналитики прогнозировали рост до 20% с трудом выходим на 10 – 12%;
  • Продажи онлайн растут, но в целом за счет оптовиков, пользующихся удобными сервисами*;
  • Главным показателем стало снижение объёма В2В торговли, хотя мы отмечали рост количества сделок.

* – большинство предприятий работает с организаторами совместных закупок, поскольку имеют лимиты суммы заказа, поэтому чистым В2В данный показатель быть не может.

Рост промышленности

Вывод хорошо иллюстрирует слова Виктора Евтухова – к стагнации отрасли приводит резкое сокращение объёма потребления. Сразу возникает вопрос, почему некоторым компаниям удается в сложной ситуации быть впереди отраслевых показателей.

«Химволокно, синтетика и прочие СИЗ, плюсы это господдержка?»

Оговорка председателя Правительства РФ понятна: чтобы вникнуть в детали секторальной сложности текстильной промышленности, ей надо заниматься не один год. Однако это оговорка в плюс, речь шла про меры государственной поддержки, во время обсуждения и прозвучала фраза – «У вас там густо, тут пусто». Говорили про ситуацию с импортозамещением и о нефинансовых вариантах поддержки отечественных производителей.

В начале 2019 дело кончилось ничем, приняли решение запустить и отладить уже принятые меры господдержки, но одно решение состоялось – поддержка экспортёров. Вот тут самое время оценить, насколько качественно работает менеджмент текстильных компаний в условиях явного снижения спроса внутри страны.

Рост промышленности

Если говорить про импортозамещение, может быть, действительно есть затруднения, но с экспортом, судя по цифрам, всё в порядке. Данные «не очищены», то есть, учтены даже разовые сделки, не учитывается реорганизация предприятий, смена контрагента и прочие детали. Так что оценивать можно только тенденции:

  • Количество работающих с «дальним» зарубежьем фабрик растёт, правда в данные включены компании, локализованные на территории России;
  • Сотрудничество с СНГ растёт опережающими темпами (правда есть и обратная сторона медали);
  • Немало швейных производств игнорируют возможности расширения рынков.

Пора вернуться к химволокну, СИЗ и прочей синтетике (пусть нас извинят за такую правку цитаты). Пока «обычные» швейные цеха лихорадочно ищут выход из тупика, в котором россияне просто не могут купить пошитые вещи. Предпринимают поистине титанические усилия для выхода на новые рынки, в том числе Европы и США, а ряд крупных игроков химволокна и СИЗ почивает на лаврах.

Рост промышленности

Предпосылки понятны, но возникает ощущение, что менеджмент некоторых предприятий, забыв, что такое торговая война, делает неверные выводы из верных предпосылок. Три года рост легкой промышленности составлял около 5%, (текстильщики росли медленнее, примерно 3 – 3,5%). В немалой степени помог отличный старт производства средств индивидуальной защиты. Отдельные преференции в сторону синтетики и химволокна беспрецедентны с точки зрения мировой экономики.

Нам кажется, что самоуспокоенность, «тепличные условия» отдельных секторов текстильной промышленности и стали тормозом развития легкой промышленности в целом. Образно говоря, локомотивы текстиля, буксиры, создававшие рост в 2016 – 2017, владельцы решили поставить на якорь. Оценив преимущества ситуации, в которой конкурировать надо с коллегами, а не иностранцами, которые ищут новые рынки сбыта. Ситуация с падением уровня потребления не особенность России, не будем себе льстить, глобальный экономический кризис уже начался.

Рост промышленности

Торговые войны это не политическое давление на «непокорные страны». Пошлины – не попытка надавить на неудобные правительства, а игнорирование правил ВТО – не протекционизм. Ничего личного – просто бизнес. Который ищет, кто пока ещё может оплатить покупку.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. *

DPL каталог продукции
Реклама на портале News-Textile.ru Перейти
+