Распускаемые Западом слухи о смерти российской логистики оказались сильно преувеличены

В попытке «стереть» Россию, серьёзная ставка была сделана на логистические цепочки. Блокада транспортной составляющей подавалась как рычаг, который мгновенно поставит Россию на колени и заставит молить Запад о пощаде. Реалии показали, что запас прочности был приличным, блокада обернулась временной пробуксовкой.

Текстильная отрасль как всегда на остаточном принципе, но грузы пошли

Российский рынок транспортно-логистических услуг динамично развивается, во время пандемии он стал наименее пострадавшим по сравнению с развитыми странами. В 2021 опять же одним из первых превысил показатели 2019.

Демарш с отказом от сотрудничества Mediterranean Shipping Company (MSC), Maersk Line, CMA CGM Group и других всемирных контейнеровозов казался крахом, но уже к 15 марта были разработаны альтернативные маршруты.

Заметим, в мировом товарообороте «контейнеры» это всего 24%, доля России (со стороны контейнерных гигантов) всего 1,2%. Да, изнутри экономики импорт в «ящиках» это почти 35%, однако на долю Европы приходится всего 6%.

Фактически «блокада» коснулась привычных маршрутов контейнеровозов (через Суэцкий канал, Балтику, Босфор и т.д.). То есть – пути перевозки, что не заблокировало желание поставщиков торговать с нашей страной.

Как выглядит состояние перевозок на середину апреля 2022 (в разрезе текстильной отрасли).

Морской транспорт.

  • Блокируются российские суда в европейских портах, создаются сложности с оформлением документов, но препятствий для судоходства нет. Открыты все проливы и маршруты.
  • Санкции наложены на порт Новороссийска, но не для судов из дружественных стран, которые доставляют туда любые (в том числе находящиеся под санкциями) грузы из третьих стран.
  • Чёрное море частично закрыто, но грузооборот направления уже вырос втрое по сравнению с 2021 и вскоре в Босфоре будет не протолкнуться. Поэтому Турция срочно расширяет возможности северных портов Самсун и Трабзон, откуда грузы будут доставлять челночными рейсами, возвращаясь с товарами из России. Растущий китайский контейнерный перевозчик COSCO Group уже предоставил для таких рейсов пять судов.

Так в режиме реального времени выглядит рост грузопотока в Чёрном море. А к северным турецким портам грузы пойдут автомобилями. К началу апреля количество текстильных грузов идущих этим коридором начало стремительно расти.

Автомобильный транспорт.

Потери значительные, на территории Украины застряли и брошены сотни машин, на границах Европы пробки и серьёзные задержки, в основном из-за споров какие товары под санкциями, какие нет. Блокады не вышло, но проблемы серьёзные.

  • Время в пути серьёзно увеличилось. По данным текстильных фабрик, итальянские ткани, заказанные в середине февраля, только начали поступать на склады.
  • Направление Европы теряет автотранспорт, например «ПЭК:Global» высвобождаемые фуры направляет на внутренние маршруты и…, в Финляндию.

Зачем в Финляндию? Поскольку самолёты приземлили, сформировались новые логистические цепочки, в которых автотранспорт ещё сыграет свою роль. В том числе в контейнерных перевозках.

Авиасообщение пострадало больше других видов транспорта

Российские самолёты под санкциями, для недружественных стран небо России закрыто, небо Украины закрыто по умолчанию, в прямых поставках доля авикарго упала до 26%. Почему не до 0%? Нашлись варианты, поскольку и европейские авиаперевозчики заинтересованы в перевозке грузов.

  • Уже обкатан маршрут доставки «Страна Европы – Финляндия – автотранспорт в Россию». Для центра страны плюс 2 – 3 дня и 5 – 10% стоимости доставки, но оплата в рублях и гарантия получения груза;
  • На авиакомпании Турции, ОАЭ, Китая, Египта и ряда других стран ни санкции, ни закрытие неба не распространяется, причем в цепочке начинаются платежи в рублях и юанях.

Даже восстановление прямой доставки «по воздуху» заняло всего месяц, причем в данном сегменте цены немного снизились. Перевозчиков оказалось чуть больше, чем товаров, которые можно доставить.

Так что слухи о смерти российской логистики сильно преувеличены писаками NYT и говорящими головами CNN. Но это не все хорошие новости.

Ещё пара слов о железнодорожном транспорте и грузовых самолётах

ЖД транспорт не отметили, поскольку на его работе санкции практически не сказались, в том числе на составах, курсирующих в Европу. Основные потери РЖД – конфискованный Укрзалізницей (Украинские железные дороги) подвижной состав, оказавшийся на территории Украины после начала СВО.

Хорошая новость в том, что по мере освобождения территории освобождается и подвижной состав. Он частично не разгруженный, поэтому узловые станции берутся под охрану от мародёров. По мере восстановления путей цистерны и вагоны будут возвращаться на Родину.

В отношении авиасообщения, никто не запретит летать в дружественные страны нашим самолётам Ил-76, «Руслан» и «Антей». МО РФ сообщило, что после окончания СВО готово расконсервировать находящиеся на хранении борты (~140 единиц) для выполнения коммерческих перевозок.

14 «Русланов» и 18 «Антеев» способны перевезти многое, а чуть больше сотни Ил-76 и того больше. Пара Ил-76 уже, кстати, подобные рейсы выполняют, пополняя российские запасы медикаментов. А два «Руслана» коммерческие перевозчики уже давно.

Жаль, что текстильная отрасль не приоритетная в оздоровлении и переориентации российской логистики, но будет и на нашей улице праздник. За исключением европейских товаров, уже к середине мая всё необходимое, как и раньше, начнут поставлять по фиксированным ценам и точно в срок.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. *

DPL каталог продукции
Маркетплейс Перейти
+