Статистика знает всё, это нам известно по фильму «Служебный роман», где Новосельцев хотел стать начальником отдела «легкой, легонькой такой промышленности». В ковидном 2020 году статистику первого полугодия придержали, и только в конце сентября данные признали сверенными. Публикация отчета, скорее всего, была придержана до окончания выборов, но редакция с такими инсинуациями не согласна, тем более что производство текстиля выглядит неплохо.
Чем больше точек отсчета в статистике, тем сложнее оценить текстильный рынок
Начнём с «достижений», которые естественно были отмечены даже на очередной видеоконференции Правительства РФ. Прежде всего, несмотря на кризис, отмечен «устойчивый» рост ВВП, с трендом на рост +3,4% по итогам 2020. Любопытно, что статистические данные приведены к уровню 2016 года, который, с точки зрения ситуации в экономике, был точкой роста.
Вывод сомнительный, тем более что индекс промышленного производства, один из главных индикаторов здоровья экономики, выглядит следующим образом.
Статистики и тут видят позитив, с оптимизмом сообщив – снижение замедлилось. Возможно, но 95% к июню 2019 г. с любой точки зрения не повод для оптимизма. Детально рассматривая, чего добился российский текстиль, итоги первого полугодия текущего года настраивают скорее на пессимизм. Хотя по обрабатывающим производствам снижение действительно замедлилось с тенденцией к небольшому приросту.
Так что, главный показатель ВВП пока в плюсе, но итоги 1 полугодия 2020 г. требуют от Правительства РФ срочных мер и, похоже, Михаил Мишустин это хорошо понимает. Как и Денис Мантуров, уделявший текстильному рынку в период карантина и самоизоляции особое внимание.
На первый взгляд, текстильные предприятия в полном порядке
Производство текстильных изделий в последние четыре месяца растет, и добралось до уровня 100,7% от прошлого года. До 95,1% снизилось производство одежды, остальные значения остались в рамках статистической погрешности к значениям 2019-го.
По отдельным видам текстиля ситуация неоднозначная, причем по отраслевым показателям объем выпуска практически напрямую связан со спросом. Текстильные фабрики два года ликвидировали складские неликвиды и снова их наращивать не собираются.
Самое интересное в этой статистике основные позиции – пряжа, ткани и вязаные полотна, по которым снижение очевидно из-за весеннего простоя. Летом, когда фабрики заработали, объемы начали наращивать, но некоторый дефицит, по словам специалистов, пока не восполнен. Больше других из-за этого пострадал выпуск постельного белья.
С одеждой картина намного плачевнее, причем аналитики Росстата пошли на мелкие хитрости, в надежде приукрасить итоги 1 полугодия 2020, правда, совершенно непонятно с какой целью. Очищенные (то есть сверенные) итоговые цифры следующие:
Практически по всем группам спад, и конкретный. Мы не раз отмечали, что чулочно-носочные изделия хороший внутренний индикатор отрасли. Кризис производства это наглядно подтверждает, причем 14% падения в этой группе не было с 2015 г. Пошив платьев сократился на четверть, летом производители стали нагонять, но уже в сентябре по предварительным данным объёмы расти перестали.
Это плохая ситуация, текстильные фабрики и прочие предприятия российского текстильного рынка и так в непростом положении, ещё и хитрость от статистиков. Чтобы группа мужских костюмов выглядела симпатичнее, в неё добавили «производственные и профессиональные» комплекты. Это спецодежда, рост продаж которой и без того продолжается бурными темпами уже третий год. Вот немного объема и отдали другой группе, чтобы хоть там красиво выглядело. На самом деле провал по мужским костюмам и блейзерам (без спецодежды) такой же, как по платьям – 77% от прошлого года.
Так что внешне у текстильщиков всё вроде неплохо, но, вникая в детали, понимаешь, как сильно пандемия ударила по всем видам текстильного производства. Кстати, с обувью и изделиями из кожи картина аналогичная.
Летнее наращивание объемов конвертировать в продажи не получается
Профильные министерства и ведомства пеняют на закрытие магазинов весной, что вызвало снижение трат россиян на покупки. Статистика итогов 1 полугодия 2020 опровергает этот «плач Ярославны». Причины совершенно иные:
- Суммарный розничный оборот снизился до 93%, повторив достижение 2012 г.;
- Разрыв потребительских цен и цен производителей достиг 6,5% (рост цен в сегменте одежды 6,2%, прочий текстиль в среднем не менее 2,5%);
- Объем задолженности по заработной плате вырос до 121%;
- Реальные денежные доходы снизились до 92,3%;
- Реальные располагаемые доходы ещё меньше, 92%.
Это настоящие причины снижения трат на покупки, а не отмазки чиновников в попытках всё списать на пандемию. Доходы россиян упали на 8%, а цены выросли на 6%, отсюда и спад продаж. Потребители меняют поведение и экономят на всем, и российский текстиль первый в списке отложенных покупок.
Эта цифра скрыта, вот как Росстат прокомментировал пустые строки таблицы: «Темпы роста (снижения) по сравнению с предыдущим периодом не рассчитаны в связи с неполной сопоставимостью».
Пришлось вычислять по остальным параметрам, поскольку денежные эквиваленты ведомство все-таки предъявило.
Поэтому летнего всплеска интереса не случилось, текстильный бум отменил рынок, и произведенные вещи застряли в цепочке «фабрика – покупатель» в неоплаченном состоянии. В этом причина резкого спада в конце лета и вероятное снижение объемов к концу года. Переоценив спрос, фабрики вовремя притормозили, чтобы не стать банкротами окончательно.
И вывод пессимистический следует. Текстильные предприятия инертны, третьих «качелей» резкого падения продаж за год многие фабрики пережить не смогут, если Правительство РФ к выделенным двум миллиардам не добавит ещё денег.
Оставьте комментарий