Количество проектов КНР – РФ растёт, фабрики, заводы, моря и пароходы уже в работе, на очереди более глобальные и амбициозные задумки. Какие проекты осуществима, а какие придётся отложить и почему, разбирались Текстильные новости.
Фабрики и заводы не ради красного словца
С момента перехода на расчёты в национальных валютах инвестиционный климат изменился по обе стороны границы. Самый интересный проект, не имеющий единого названия – взаимопроникновение технологий.
С момента прямой атаки ЕС и США на экономику России главным приоритетом у нас стали суверенитеты во всех областях, особенно в сфере технологий. Оценив скорость и качество работы в этом направлении Китай приступил к инвестициям в РФ, на взаимовыгодных условиях – получения доступа к Ноу-хау.
Нихао, Ноу-хау, сказали в Поднебесной и судя по итогам 2023 дело спорится, хотя есть два момента:
- В Пекине недовольны ограничениями, рассчитывая на более широкую интеграцию.
- В Кремле недовольны слишком щедрыми «подарками» соседям, которые Рогозин в свойственной ему манере назвал «разбазариванием наших моз умов».
Яркий пример – авиастроение. Китай выжал всё что мог из России, строя суперсамолёты, а сейчас они стали «исключительно достижениями китайской авиакосмической отрасли».
Это CR919 и CR929 (устар. слово), из названия которых пропала R (China-Russia, CR), теперь это COMAC C929 и COMAC C919, прямые конкуренты Боинга в США и Айрбаса в Европе. Китай получил больше, чем планировал, а ждать пока Пермские двигатели вернутся к гражданской авиации не захотел.
Поэтому читая статью учитывайте, «Дружба дружбой, а табачок врозь!».
Но фабрики другое дело, поэтому ещё несколько начинаний:
- Завод в Красноярске по переработке рапса, крупнейший на континенте. Суммарные инвестиции более 750 млрд. рублей. Главной проблемой является разная ширина железнодорожной колеи у нас и в КНР*.
- Три комплекса ПЭТФ, (производство полиэтилентерефталата, синтетического волокна) один из которых реанимируют для строительства в Иваново.
- Расширение одного и строительство двух новых металлургических комбинатов. Выгода КНР очевидна, они получат стали и сплавы, а экологические проблемы останутся в России, поэтому китайцы инвестируют в ЖД. Экономическое обоснование безупречное – чем ближе к Энергии, тем дешевле! На самом деле, чем дальше от границы с КНР, тем лучше.
Теперь мы готовы оценить и другие проекты, куда скрипя зубами, Пекин готов пригласить Индию, несмотря на постоянные дра напряженные отношения.
Порты и пароходы с февраля 2022 стали узловыми точками мировой логистики
Суэцкий канал становится притчей во языцех. То судно на мель сядет, то в мост въедет, то ракета в судно из ЕС попадёт…
Пробки всё дольше, страховка всё дороже и конца края этому не видно. А есть ещё одна проблема, точнее две:
- Обмеление Панамского канала значительно сократило трафик и ситуация на грани коллапса (с) NYT
- Египет не справляется с обслуживанием Суэцкого канала, который тоже надо углубить для восстановления нормального судоходства (с) WP
- Германию решили оставить без рождества отменив Рождественские ёлки, а детей без подарков оставит Суэцкий канал» (с) Deutsche Welle
Есть подозрение, переходящее в уверенность, что китайским производителям и перевозчикам в целом наср фиолетово, успеют товары в Европу к НГ или нет. Их больше беспокоит, что рост стоимости проводки по СМП (из-за наступления холодов) всё равно оказался ниже цены привычного маршрута.
Учитывая, что к 2030 известную фразу «Кто владеет информацией – тот владеет миром» можно будет дополнить, «информацией и логистикой», Китай (всего за полтора месяца!?!?) реанимировал ещё два проекта.
- Во-первых, значительно выросли инвестиции в собственное и российское судостроение. Причём на 45% вкладывается Китай, а не частные компании.
- Во-вторых, почти решена «Проблема колеи» для создания высокоскоростной железнодорожной магистрали (с почти параллельной автодорогой) Москва – Пекин*
Дополнительно создана программа «Помощи России в модернизации портов Дальнего Востока и развитии инфраструктуры Северного Морского Пути».
Пока есть новость, детали проекта не разглашаются, известно одно – Индия участвовать пока отказалась, а вот другие страны БРИКС проявили повышенный интерес.
Это просто Космос, обживёмся и начнём визы на Луну выдавать!
Космический бюджет США превышает Российский в 11,5 раз, китайский в 3,5 раза, Индия выглядит скромнее, всего 120% от суммы выделенной нашей авиакосмической отрасли.
Несмотря на это Индия важный партнёр в проекте строительства на Луне постоянной базы, с перспективами самообеспечения водой. Вода это жизнь, как мы знаем, но в освоении Селены ещё и топливо, вот почему всё внимание сосредоточено на Южном полюсе, куда не долетела АМС Луна-25.
В паре строк о том, как собирается осваивать спутник Земли большая тройка в космосе:
- Схема сотрудничества и кооперации линейная, слева Индия, справа Китай, Россия по центру, как посредник между пока ещё конфликтующими странами.
- В подготовительном этапе участвуют все три страны, каждая вносит свою лепту. Участок, исследуемый сейчас ограничен с целью использовать то, что туда уже долетело в дальнейшем, как запчасти.
- Программа расписана до 2030 года, от РФ и КНР шесть аппаратов (уже пять, Луна-25 миссию не выполнила), от Индии два или три, вопрос обсуждается. Пекин и Дели будут отправлять луноходы, Россия бурильную установку.
- С 2031 должно начаться строительство базы, к этому моменту должны быть готовы роботы, способные подготовить основу (до 2035 года).
Далее очередь пилотируемой миссии, к которой проявляет максимально допустимый (этикетом, настроениями в США и отменой России) интерес Илон Маск. Для участия он даже готов кое-что рассказать китайцам, но опасается копирования технологий.
Между прочим, крушение АМС Луна-25 в России восприняли с максимальным негативом (всё украли), а на Западе новость встретили с тревогой. Станция до последнего передавала данные, до которых очень хочет добраться научная общественность из НАСА.
Ну, они-то на Луне не были, хочется узнать что там и как.
А пока Китай возвращает лунный грунт, образцы (в том числе с обратной стороны Луны) и его изучают совместно наши и китайские учёные.
Но это дело будущего, наступление которого тормозится известными событиями, поэтому на грешной Земле тоже есть несколько проектов, не менее амбициозных и значимых.
Высокоскоростная магистраль Москва – Пекин и выход в Европу – приоритеты Китая
* – Ширина ЖД колеи в России (СНГ) 1520 мм, в Китае – 1435 мм (евростандарт, плюс США и Канада), в Индии 1676 мм. Протяжённость дорог: Индия 92,8 тыс. км., Россия 119,4 тыс. км., Китай 155,9 тыс. км. При этом уровень электрификации у нас 52 000 км., у Китая 78 000, а в Индии есть план закончить 100% электрификации к концу 2025 года.
Очевидно, что такой разброс сильно мешает Китаю в проекте «Новый Шёлковый путь» (Он же «Один пояс – Один путь (ОПОП).
Насколько важен для Китая Северный коридор ЖД через Россию говорит тот факт, что Пекин готов дотянуть нашу колею до своей столицы, чтобы избежать смены колёсных пар на границе.
Приведение ширины колеи к единому стандарту ещё один мегапроект, инициатором которого стали Россия и Китай. Решений несколько, но пока выглядит так, что доработка путей в КНР обходится почти в три раза дешевле изменений в нашей сети железных дорог.
Впрочем, специалисты готовы решить коллизию практически без остановки движения, правда детали решения пока не разглашаются.
А вот выход в Европу по ЖД для Китая имеет особое значение, и этому тоже уделим внимание.
1. Пекин не просто так занимается миротворчеством на территории «Залежной», посмотрите на карту – это выход через Россию транзитом в центральную и южную Европу.
2. Коридор «Север – Юг» обретет смысл с окончанием СВО, тогда от границ Грузии и Азербайджана до Польши, Словении и Венгрии будет меньше 2 000 км.
3. От готовой ЖД в России, до Молдавии и Венгрии расстояние окажется ещё меньше.
Это если говорить про Крымский мост, пропускная способность которого ограничена.
А теперь проект, от которого уже открестился Кремль: «Сообщения о строительстве тоннеля под Керченским проливом — чушь» (с) Дмитрий Песков.
Примем эту информацию к сведению, оценив слухи и сплетни вокруг этого проекта.
Для начала преимущества:
- Грузовая ветка (две) не требует специальных проходческих щитов, а низкое качество грунтов хорошо знакомо туннельщикам по проходкам в Сан-Петербургском метро.
- Сейсмическую опасность можно нивелировать, используя опыт прокладки метро в Ташкенте.
- Собственно протяжённость самого тоннеля невелика, от 5 до 12 км. (без учёта выходов), пройти их могут щиты, используемые при строительстве московского метрополитена.
- Далеко вывозить вынутый грунт тоже не надо, им можно укрепить береговую линию.
Есть и другие плюсы, хочется понять недостатки проекта:
- Придётся модернизировать ЖД сеть Крыма с выходом к Херсону и дальше, для бесперебойного транзита в Европу.
- Необходимо будет провести углубление дна по фарватеру, а это неоднозначный проект, у которого больше обоснований, чем реальных изысканий, а противников в разы больше, чем сторонников.
- Убедить экологов, что им тут нечего ловить, и что из-за стройки хуже не станет, и так всё плохо в этом внутреннем море.
И главное, Китай должен быть в этом проекте инвестором, если рассчитывает на окупаемость, а тут главная засада. До сих пор КНР тщательно дистанцируется от признания Крыма российским и понятно почему. Даже без официального признания, бумеранги в виде санкций огребут все китайские компании, которые будут принимать участие.
Так что скорее всего, проект отложен до окончания СВО и международного признания Крыма и новых территорий частью России без оговорок и дополнительных условий.
Но о том, что проект не прожект, говорят два обстоятельства.
1. Создаётся межрегиональная корпорация для развития бассейна Азовского моря. Цели очевидны – улучшение судоходства, чистка дна и акватории, развитие внутреннего туризма на восточном и западном побережьях.
2. Расширение портов с целью кратного увеличения грузооборота как из России в сторону Босфора, так и в обратном направлении. В программе задействованы порты новых территорий.
Понятно, что пока не изменится геополитическая ситуация, Китай активности проявлять не будет, но видимо подготовка идёт, учитывая отрывочные вбросы из иностранной прессы.
Так что посмотрим, вполне возможно, что тоннель в Крым появится гораздо раньше базы на Луне, но то, что оба проекта Россия и Китай готовы реализовать сомнений нет.
P.S. Подписывайтесь на наш закрытый канал и читайте статьи, которые не прошли цензуру Дзена, и не могут быть опубликованы нами (как СМИ) в открытом доступе. Это запрещённые, скандальные и достоверные новости не только про текстиль.
Оставьте комментарий