Новость, которую сообщила Почта России 15 апреля 2020г., вызвала шок и трепет. «В рамках сервиса AliExpress Plus посылки будут доставлены «до двери бесплатно», в гарантированные сроки от 2 до 15 дней». Новость про сокращение внутренних отправлений и увеличение сроков прошла без помпы, информационной строкой.
«Рост количества бандеролей в стране надо немедленно приостановить»
Такое заявление руководства стало парадоксальным, ведь согласно Уставу АО «Почта России» главная цель (непубличного) общества – увеличение количества отправлений и снижение сроков получения корреспонденции. При этом ограничительные меры против пандемии Covid-19 подстегнули рост продаж через Интернет. Идеальная ситуация для выдавливания конкурентов и захвата значительной доли рынка. Но нет, у совета директоров свои резоны.
Справка. Служба пережила глубокий кризис 2011 – 2013 гг., из которого вышла только в 2016, оставив на память негативные ассоциации и породив множество шуток на грани чёрного юмора. Фразы «Почта России» и понятие «своевременная доставка» стали антонимами. Вот так период выглядел с точки зрения статистики.
Во многом преодолеть кризис помогли прямые вливания Правительства (формального собственника 100% акций общества), приостановленные в 2014 после ряда скандалов. В том числе связанных с неуклонным ростом прибыли, в основном за счет повышения тарифов.
Сейчас наблюдается интересная ситуация. Государство передало (безвозмездно) десятки тысяч отделений, транспортную и прочую инфраструктуру. Инвестировало в виде субсидий (невозвратных кредитов) более 30 млрд. руб., и стучится в запертую дверь с просьбой (!!!) к Почте России восстановить доставку внутренней корреспонденции. Если не в полном объеме, то хотя бы в достаточном, чтобы снизить объем претензий от граждан.
В ответ почтовики доложили о снижении среднего срока получения корреспонденции до десяти дней. С точки зрения статистики – правда. Но вот как это выглядело графически в прошлом году по их собственным данным.
При этом число доставленных (не международных) посылок снизилось в первом квартале на 35%(!) в сравнении с IV кварталом 2019. Притом, что интернет-продажи растут, и почтовиков подменяют транспортные компании и конкурирующие службы. На конец апреля запланировано заседание Правительства по этой теме. Возможно, хотя бы ручное управление поможет изменить ситуацию.
Ваша посылка поедет к вам, когда самолёт вылетит, если она не с AliExpress
Аналитики Platron проанализировали изменения спроса в Интернете на товары и услуги в течение марта, по сравнению с февралём. Как говорится, комментарии излишни.
Аренда, продажи авто, туризм и фитнес – очевидные пострадавшие. Убытки этих направлений пока не берутся посчитать даже самые отъявленные пессимисты. Но востребованность транспорта и логистики не менее очевидные предпосылки для получения серьёзной прибыли в момент экономической стагнации.
Население страны в буквальном смысле загнали в стойло, и надели узду в виде штрафа в 5 000 рублей за попытку выйти на улицу без разрешения. В таких условиях доставка на дом чуть ли не единственная возможность купить что-нибудь без финансовых потерь в виде административного штрафа. И тут Почта России сообщает, что проблемы не коснутся AliExpress. Одновременно сообщая про отмены рейсов (пересылка, естественно, внутренняя). Скромно добавляя: «Возможны замедления в сроках получения корреспонденции».
На официальном сайте в разделе «Операционный центр» опубликована информация: «20.04.2020 отменены около сотни рейсов, в основном, из-за Урала». То есть письма и бандероли из городов, где произошли отмены рейсов, не отправлены получателям.
Почта России становится главным тормозом роста интернет-продаж
Немного сухой статистики. Согласно данным мониторинга присутствия в Интернете, на конец января 2020 россияне проводили в сети в среднем 7 часов 7 минут, и мы занимали 15 место по этому показателю. На конец марта мы уже в десятке, и время выросло до 8 часов 10 минут, при этом разрыв со среднемировым значением (7 часов 11 минут) превысил час.
По статистике Яндекс.Маркета, по итогам 2019 года главная почтовая служба страны уверенно занимала второе место в доставке товаров заказанных онлайн.
А вот как выглядит статистика увеличения онлайн покупателей (16 – 55 лет) по данным омнибуса GfK Rus:
Ещё одно наблюдение от Яндекс.Маркет про интернет-продажи нашло неожиданное подтверждение в потребительском поведении. По итогам 2019 наличные оплаты составляли около 50%, по итогам первого квартала 2020 уже превысили 60%.
Агентство Bloomberg отметило, что с началом паники граждане запасались не только гречкой и туалетной бумагой, но и наличными. Только в марте, соотечественники получили в банкоматах и отделениях банков 700,9 млрд. руб. С учетом прочих выплат, сумма наличных, полученных «на руки», составила 1,026 трлн. руб. Казалось бы, пользуйся моментом, увеличивай внутренний трафик, и будет прибыль, уважение и лояльность постоянных клиентов. Но нет.
Главной задачей Почта России сделала работу с бандеролями от AliExpress, которые приносят выгоду. Попыталась взвинтить тарифы, но получила по рукам от ФАС. При этом в доходной части прямая деятельность занимает всего 28%. Остальные доходы от банковской деятельности и развернутой торговли товарами Магнита и Fix Price.
И вот, что любопытно. Торгуют за прилавками сотрудники отделений, которые получают надбавки за объем продаж. Растут очереди, недовольство клиентов, но в целях получения прибыли и миллионных премий директорат это не останавливает.
И плевать они хотели на эти цифры:
- Средний чек на OZON.ru вырос до 2846 р., что на 10% выше нормы;
- Аудитория маркетплейса «Беру» в марте выросла в 2,2 раза;
- Число покупателей в апреле на Wildberries выросло в три раза.
И всё больше покупателей отечественных магазинов вынуждены ждать 3-6 недель, пока на Почте России, AliExpress не обслужат, ведь этот трафик намного выгоднее.
Может быть Счётной палате пора выяснить, не стал ли кто из совета директоров общества аффилированным лицом этого крупнейшего китайского онлайн супермаркета?
Отзывы о «Война войной, а AliExpress по расписанию» – Почта России
На новый маршрут будет приходиться до 40% всех посылок AliExpress и он охватит всю восточную часть страны. В первую очередь это скажется на скорости доставки и снизит нагрузку на распределительные центры нашего основного партнёра – «Почты России» – в Москве. До этого значительное количество посылок обрабатывалось в логистическом центре Московского региона и отправлялось почтовыми маршрутами на Восток. Теперь покупки будут приходить морем во Владивосток и далее следовать по железной дороге из Владивостока в Москву.