Денис Мантуров как-то сгоряча сказал, что импортозамещение в технологической части легкой промышленности победило всё, что можно. И пока Путин был занят прямыми линиями, вице-президент, Юрий Борисов, протащил через подписи первых лиц России сначала Постановление Правительства России № 796 от 27 мая 2021г., а через два месяца и новый перечень того, что будет облагаться НДС с 27.07.2021г.
Если в России есть аналог – плати НДС
Проблема для текстильной отрасли очевидная. Поставленная на грань банкротства отрасль получает субсидии и помощь государства, но с модернизацией дело швах. Путин задал вопрос на одном из совещаний, и Мантуров ответил: «Всё что нужно уже производится в России»!
Только текстильщики не спешат покупать родное и надёжное железо. Списывают НДС за покупки ненадежного и дорогого иностранного оборудования, которое ещё и поставляется с задержками из-за пандемии. Г-н Борисов сигнал услышал и, засучив рукава, похоронил остатки надежды текстильщиков на модернизацию малой кровью после фактически летального исхода отрасли из-за ограничений.
Чтобы понимать, насколько силён удар под дых легкой промышленности, приведем несколько комментариев:
- Из-за дискретного субсидирования модернизации большинство швейников согласовали поставки до 4 квартала 2022 г.;
- Все проекты модернизации включают утвержденные перечни техники для согласования технологических цепочек;
- Сокращение льгот на поставки импортного оборудования коснулись комплектующих и запасных частей.
В количественном выражении для текстильщиков перечень сократился до 35 позиций. Эксперты высказываются крайне осторожно, но большинство удивляет сохранение групп, закупки которых практически завершены. Иначе говоря, по этим группам ТН ВЭД пик закупок пришёлся на конец 2020-го начало 2021-го года.
В Союзлегпроме пока просто приняли ситуацию к сведению и никак не отреагировали. Затруднительно будет рупору российской промышленности честно заявить: «у нас похожее оборудование действительно начали производить, но качество ниже плинтуса». А действовать надо быстро, ведь тысячи предприятий (не только текстильщиков) загнали в угол.
Дайте определение аналога, после чего вносите изменения
Разумное предложение не было услышано, поэтому формирование исключений из перечня того, что НДС не облагается, провели формально, на основании кодов ТН ВЭД ЕАЭС. Влажную уборку провели хорошо, но «с водой выплеснули ребенка».
Важные моменты всё-таки сохранили. Например, ряд станков, которым не нашлось российского подобия, сохранили код 8452 21 000 0. Это «швейные машины автоматические», и авторы изменений «забыли» оставить комплектующие и запчасти, а в большинстве контрактов эта группа поставляется не в сборе.
И как декларировать? Нарушать закон? Швейная машина автоматическая с комплектом (список)? Или нарушать закон, «завышая» стоимость контракта?
С точки зрения фискальных органов добавление НДС будет именно завышением стоимости. Они, конечно, разберутся, но сколько уйдёт времени и нервов!? Кроме этого итоговое увеличение стоимости владения повысит общую стоимость инвестиций в модернизацию. А бремя новых платежей полностью ляжет на плечи предприятий. В общем, поспешный рапорт о небывалых достижениях импортозамещения в Правительстве восприняли не как шутку, и последствия проявятся вот-вот.
Правда, в Минпромторге уже заметили оплошность, появились комментарии в части несогласованного исключения части кодов ТН ВЭД, но дать точные формулировки затруднились. В такой ситуации аналогом будет всё, что получает подходящий код на бумаге, по формальным обстоятельствам, а не реальным характеристикам. А текстильщикам придется переплачивать, повышая стоимость и без того мало конкурентного российского текстиля.
Или как всегда, шить по формальным обстоятельствам аналоги брюк, платьев и прочего белья на том, что издалека похоже на импортное текстильное оборудование.
Оставьте комментарий