Людмила Михайловна Савельева без преувеличения мировая знаменитость, именно она получала Оскара за фильм «Война и мир» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Это она одной из первых актрис послевоенного СССР оказалась на обложках журналов, и это её в Париже назвали «идеал скромной, но модной женщины» после премьеры фильма «Подсолнухи».
Но мало кто помнит, что девочка, мечтавшая стать балериной, о кино в девичестве даже не задумывалась.
«Первое платье у меня было балетной пачкой»
Родилась Людмила 24 января 1942 года в блокадном Ленинграде, в самый пик голода, когда «Дорога жизни» через Ладогу только начала работать, и в осаждённый город стало поступать продовольствие. Её вывезли по этой дороге, но найти информацию о маме и папе чрезвычайно сложно, она не разглашает подробности того периода детства. «Перед уходом на фронт папа принёс буржуйку, которую можно было топить чем угодно, поэтому мы и выжили» – рассказывала ей мама.
Конечно, фотографии того времени Людмила Михайловна не позволяет публиковать, но после эвакуации она вернулась в любимый город, и в 9 лет поступила в школу балета.
Пробелы в биографии понятны, нелегко вспоминать времена, когда возвращение домой было связано с большими сложностями. Эту часть жизни Людмила Михайловна надёжно охраняет от любопытства прессы. Но уже в 1962 г. окончила хореографическое училище Вагановой и стала исполнительницей малых ролей в Мариинском театре.
После премьеры она и призналась, что балетная пачка было её первым платьем, в юбке она чувствовала себя не очень уверенно. Примой стать не успела, фильм-балет «Спящая красавица» (1964), один из первых «мюзиклов» в СССР, требовал точной работы на съёмочной площадке, нужна была балерина. После выхода фильма Люда была благосклонно принята тогдашней элитой и представлена Бондарчуку.
Сергей Бондарчук, Виктор Тихонов, что ещё было надо, чтобы возвращаться на сцену изредка, радуя зрителя? «Скромное и строгое платье, уверенная походка, отсутствие украшений, что не мешает ей быть главной в окружении звёзд и оказываться в центре, наверное, поэтому я понял, что нашел Наташу Ростову». Так высказался Сергей Бондарчук о выборе и не прогадал.
«Девочка заставляла нас перешивать наряды по пять раз, всё ей казалось слишком вульгарным» – вспоминали костюмеры, но в результате Людмила оказалась права. Образ Наташи Ростовой в кадре оказался безупречным, с любой точки зрения.
Лишенная в детстве возможности даже наряжать кукол, она интуитивно чувствовала какие платья и наряды подходят, а какие нет. В результате премьера саги Бондарчука, наделавшая много шума, породила целый ряд направлений в женской моде, о чём иностранные кутюрье предусмотрительно не говорят.
Эффектные и невесомые шляпки с бантами, подчёркнутые плечи и контрастные узоры в зоне декольте, подчеркнутый лиф – всё это мы видим и сейчас в ультрамодных «новинках» европейских дизайнеров. Минимум макияжа и украшений, подчеркивающие женственность тоже в моде. Как и естественное поведение девушки в том, что она выбрала для себя, чтобы быть неотразимой. Тогда Людмила просто отказывалась переодеваться в то, что ей не нравилось, не совпадало с образом, который она воплощала.
Возможно, она примеряла на себя потерянное детство, поэтому и выглядела не как кукла, а как талантливая актриса, наряды которой выбирает она, а не кто-то ещё.
«Люблю удобное, красивое и уместное»
Рожденная в Ленинграде девочка не могла быть нескромной. Сыграв в кино, оставила балет, возможно потому, что за ней присматривали гримёры и костюмеры. Отказывалась от предложений, не видя в сценариях глубины образа. Не соглашалась на съёмки рекламы в лихие девяностые, предпочла уйти со сцены, но не замарать свои образы попытками нуворишей расклеить афиши с её фотографией.
Она очень тонко чувствовала грань, переступать которую нельзя. Возможно, по этой причине осталась в браке с Александром Збруевым, пожертвовав дочерью, которой помогла, как могла.
Важнее другое. Несмотря на годы, она по-прежнему остаётся идолом моды старшего поколения, и молодым девушкам есть, чему поучиться у той, кого признавали «иконой стиля». Хотя во времена оттепели, такого понятия не было.
Людмиле Михайловне скоро 80. Несмотря на передряги личной жизни, её муж, Александр Збруев, рядом. Дочь выздоравливает, и мы надеемся, что папа не оставит её в беде, а Людмила Михайловна снова простит, если он что-то сделает не так.
Она поступала так и с теми, кто восхищался и восхищается до сих пор. После Нового года мы обязательно, от имени всей редакции, пришлём свои поздравления с юбилеем.
Оставьте комментарий