Пандемия вызвала ограничительные меры, панику на потребительском рынке, множество слухов и фейковых новостей. Коронавирус и экономика оказались тесно связаны, и во время кризиса паникой ловко воспользовались спекулянты. Покупатели, бросившиеся за покупками, переплатили немало, и пока ситуация не стабилизировалась.
Кризис из-за коронавируса это семь раз приценись, один раз оплати
Конечно, удар по экономике страны эпидемия нанесла ощутимый, последствия будут тяжелыми, но в торговом секторе не всё так плохо, как ожидалось. Режим самоизоляции предусмотрел закрытие большого количества предприятий. Среди них – сфера услуг, непродовольственные товары не первой необходимости и многое другое.
Закрытие торговых точек повлекло проблемы в связанных сферах:
- Строительные магазины и рынки оказались закрыты в самом начале строительного сезона, пострадали застройщики частных домов и хозяева отделываемых новостроек;
- Владельцы автомобилей вынуждены переплачивать за запчасти, покупаемые на СТО, а не в магазине;
- Ощутимые убытки несут владельцы венчурных сетей, поскольку закрыты крупные торговые и бизнес центры.
Всё это так, кризис намечался и раньше, просто ускорился из-за коронавируса. Однако покупатели начали перестраивать потребительское поведение даже раньше, чем об этом заговорили с высоких трибун.
К началу апреля началось восстановление торгового оборота практически по всем группам потребительских товаров. Благодаря развитой инфраструктуре доставки, выросли интернет-продажи. При этом, по оценке службы мониторинга ФАС РФ, цены в Интернете не подвержены спекулятивным колебаниям. Так что не надо бегать по магазинам, имеет смысл вдумчиво оценить предложения в сети.
Историческая справка
Считается, что первым примером коммерческой доставки, стали «даббавала», профессиональные доставщики готовой еды в жестяных коробках – дабба. Возникла профессия в Бомбее, во второй половине 19 века. Уже тогда даббавала разработали систему логистики, исключившую ошибки и накладки. Основы системы и сейчас преподают на занятиях по организации бизнеса.
Март 2020 показал, что в России интернет-продажи на мировом уровне
В середине февраля аналитики прогнозировали то, что захлебнется доставка, интернет-магазин (даже крупный) не справится, будут сбои и прочее. Ничего подобного не произошло, хотя нарастание покупок в сети можно увидеть на простых примерах.
Например, количество запросов «купить в Интернете».
Речь идет о ключевом запросе, в который обычно добавляется конкретный товар, но цифра говорящая. Если считаете – много, потому что «по всем регионам», вот статистика отдельно по пользователям ЦФО РФ:
Как только улеглась паника, здравый смысл возобладал, большинство покупателей престали сорить деньгами налево и направо.
Ещё один говорящий пример – динамика роста запросов «заказать в Интернете». Это корневой запрос, сопровождаемый уточнением, но и тут динамика впечатляет:
Запрос, это ещё не покупка, скажете вы, кризис никуда не делся, бум продаж из-за коронавируса. Но, судя по оценкам экспертов, поведение покупателя меняется в сетевом пространстве вне зависимости от самоизоляции:
- Поиск сузился до конкретных товаров, после чего выбор происходит по цене, условиям доставки и дополнительным бонусам;
- Количество покупок по прямым ссылкам (если интернет-магазин понравился, его сохраняют и делают повторные покупки), достигло 38%. И это рекордный показатель;
- Безналичный оборот (по данным Сбербанка и ЦБ РФ) превысил отметку 50,4% от платежей ещё в 4 квартале 2019, в первом квартале 2020 относительное значение составило не меньше 53,8%. Коронавирус и экономика и тут оказались тесно связаны. Прогноз аналитиков Банка России – к концу года доля безналичных платежей составит не менее 68%.
Всё вместе говорит о новых реалиях дня. Хватит паниковать и верить необоснованным слухам и сплетням, если что-то надо, это точно есть в Интернете, по нормальным ценам и с доставкой.
Война войной, а обед – по расписанию
В условиях кризисных ситуаций многие покупки можно отложить «на потом», но кушать хочется всегда. В этом смысле 2020 год стал показательным в плане подмены кафе и ресторанов обедами и ужинами на дому, приготовленными в закрытых для посетителей заведениях.
В начале 2018 появились первые примеры, заказывалась доставка, с гарантированным временем (30, 40 минут и т.д.), и интернет-магазин укладывался. Были хорошие рекламные бюджеты, что вызвало всплеск интереса к сервису. Интерес подогревался до апреля 2019, и стал угасать со снижением доходов населения, причем прогноз был неблагоприятным, особенно на первую половину 2020 года. Однако прогноз не оправдался. Благодаря самоизоляции один из самых популярных запросов – «заказать еду на дом»:
Обратите внимание, что это новые, уникальные запросы, число которых выросло и не снижается. Притом, что в сегменте львиная доля постоянных заказчиков конкретных ресторанов, пиццерий и сервисов.
Аналогичным образом обстоит дело с доставкой продуктов:
Здесь также надо учитывать, что очень много адресных запросов «заказать продукты в «название сети магазинов»». И по всем запросам динамика схожая, а ведь если понравится, покупатель больше искать не станет, а будет делать повторные покупки в выбранном месте.
Не стоит думать, что нарастание покупок в сетевом пространстве касается только первоочередных приобретений, точно также обстоит дело с покупками в Иваново одежды, КПБ и прочего текстиля:
Эксперты отмечают всплеск заказов, несмотря на традиционное для этого периода затишье, причем рост запросов и оформленных заказов нарастает линейно, и это не оптовые покупки обычных покупателей.
С ивановским трикотажем картина ещё более показательная:
Весной 2019 начался спад, который дошел практически до нулевой отметки в ноябре – декабре. Тогда заговорили о том, что ивановские фабрики не выдержат конкуренции с Китаем и Турцией. Однако коронавирус обеспечил ограничение поставок, и экономика большинства фабрик явно на подъеме. В сегменте трикотажа запрос на ивановскую продукцию растет по экспоненте, надеемся, текстильщики удержат новые ниши, когда все успокоится.
Поэтому, давайте оставаться дома, это лучший способ быстрее обуздать эпидемию. Но нахождение в изоляции не повод отказать себе в шопинге, который безопасен, и, честно говоря, пока намного выгоднее беготни по розничным магазинам.
Отзывы о Коронавирус и экономика внесли правки в поведение покупателей
У нас на работе температуру в тетрадку записывают)))).
Сколько же спекуляций развелось).
Не знаешь то-ли смеяться то-ли плакать. Но не поддаёмся всеобщей панике))).