Практически никаких шуток, речь пойдёт о старом проекте, который в марте – апреле 2023 Россия, Китай и Никарагуа реанимировали на уровне стартовых соглашений. Это строительство через территорию Никарагуа канала, который соединит Атлантический и Тихий океан, и, судя по планам, будет открыт в 2025 – 2026 году.
Зачем второй канал, почему взбесились США и при чём тут текстиль
Действительно, есть Панамский канал, исправно работает, недавно реконструирован, в отличие от канала Суэцкого хорошо управляется, без пробок и проблем. Почему вдруг на повестке дня возникает ещё одна водная артерия?
К объективным причинам можно отнести две:
- Пропускную способность увеличить невозможно, она на пределе и составляет 18 000 судов в год, грузоподъёмностью максимум 150 000 тонн;
- Габариты судов ограничены шириной прохода – 55 метров, это минус 13% мирового грузового флота.
И, наконец, пробки всё-таки есть, только они на подходах к Панаме и выглядит это примерно так.
Дальше интереснее, в проекте кроме трёх основателей заинтересованы Венесуэла, Колумбия, Бразилия, частично Аргентина и десяток стран западной Африки. Интерес не экономический, у этих стран нет доступа к Панамскому каналу даже за деньги, а почему?
Монополией на разрешение прохода владеет, США и активно этим запретительным механизмом пользуется. И вот этой монополии вскоре наступит конец, причём новая артерия будет намного предпочтительнее старого коридора.
Исторический экскурс
Начинали его копать ещё конкистадоры, не пошло. В 60-х проект обсуждали в СССР, были проведены изыскания, всё заглохло после Карибского кризиса.
Серьёзная работа возобновилась в 2014, инвестором выступила компания HKND Group, принадлежащая миллиардеру Ван Дзин, из КНР, как вы догадались. Компания обанкротилась, Ван Дзин пропал, работы в 2016 приостановили, США успокоились, хотя до этого под санкции отправляли оптом и в розницу всех причастных.
С 2016 по конец 2020 казалось, что проект похоронили навсегда, тем более Пекин с Панамой установили дипломатические отношения, и с США вроде всё налаживаться стало. Кстати «заморозка» была делом рук Трампа в сделке с Китаем, но это уже в истории.
Новейшая история
Настоящая реанимация началась в 2021, когда Президентом Никарагуа стал Даниэль Ортега, вернувшийся к теме канала и объявив о прекращении дипломатических отношений с Тайванем.
В Китае по такому случаю немедленно нашлись деньги, из небытия возник Ван Дзин, МИД Никарагуа официально сообщило о начале строительства. Россия подтвердила участие, заодно подписав с Никарагуа ряд соглашений, о сотрудничестве по линии «Росатома», дружбе и взаимопомощи.
С 2021 работы шли скорее в сфере окончательного проектирования, возник ряд уточнений, выбиралась окончательная траектория, готовилась документация, но практических шагов не было.
И вот в 2022 часть судов Китая, в условиях восстановления послековидной логистики получает запрет (даже не отказ или отложенное разрешение), на проход по Панамскому каналу. В том числе с хлопком, текстилем и товарами народного потребления.
Не удивительно, что сейчас картина со стройкой в Никарагуа кардинально изменилась.
Вояж Лаврова в «подбрюшье» США вызвал в Вашингтоне несварение желудка
Лавров в апреле 2022 провёл переговоры с шестью Президентами латинских стран, в том числе посетив Никарагуа, о чём наши СМИ много говорили. Гораздо меньше новостей было о том, что одновременно почти тем же маршрутом ездила делегация МИД КНР с внушительной свитой из бизнесменов.
На пресс-конференции в Манагуа (вспоминаем географию – столица Никарагуа), стороны заявили о:
- Развитии стратегического партнёрства, в том числе в военной сфере;
- Реализации крупных инфраструктурных транспортных проектов.
А такой в Никарагуа всего один и это – канал. Более того, военное сотрудничество последний фрагмент пазла, учитывая нервничающие Вашингтон с Пентагоном и события на СП-2 артерию надо защищать.
Власти Никарагуа понимают, что защищать надо и страну, поэтому вероятность появления постоянной военной базы РФ в Центральной Америке близка к 100%. И тогда никто не помешает приступить к земляным работам.
Учитывая нарастающую «дружбу» США с КНР и странами Латинской Америки, удобный, прямой маршрут понадобится всем. Маршрут Дальний Восток – Бразилия сократится на 40%, восток Южной Америки, в частности Венесуэла получат выход в Тихий океан.
Страны западной Африки, у которых тоже любовь с США прям на глазах растёт, также получат прямой и более короткий выход в Тихий океан, а там есть свои интересы.
Без преувеличения – отличный инфраструктурный проект, в котором не предусмотрена монополия на пропуск грузового флота каким-то одним оператором.
Да и альтернативы не будет новому пути, вот сравнительные характеристики:
- Длина – 278 км., 105 по озеру Никарагуа (у Панамского канала 82 км.)
- Осадка судов – до 30 метров (против 18 м.);
- Ширина 530 метров (против 55 м.);
- Тоннаж до 400 000 тонн (против 150 000 т.)
Меньше только пропускная способность, на первом этапе не менее 5 200 судов в год (против 18 000 у Панамы), но через 3 – 4 года её можно довести до 12 000 проводок в год или больше.
Конечно, гегемония Китая в логистике упрочится, но без нового маршрута наши корабли пока вообще вынуждены ходить в обход, что сильно тормозит развитие отношений с Южной Америкой.
Китай тоже не ждёт преференций от США, теряя в торговле, так что сжатые сроки строительства не кажутся фантастикой. С ресурсами наших стран запустить новую артерию к 2026 вполне реально, а если США ещё и гадить перестанут, может и быстрее выйдет.
Интерес Легпрома РФ тоже имеется, короткий путь позволит Китаю увеличить продажи сырья и текстиля на других рынках. Что вероятно снизит давление на наш текстильный рынок, поэтому ждём официальных новостей.
Несмотря на сложности, переделка мироустройства идёт полным ходом, и каждый проект России и Китая делает Планету немного удобнее, в отличии от того, что творят западные меньшинства. Надеемся и этот проект, которому уже пять веков, наконец-то доведут до конца.
Оставьте комментарий