Новый старый проект тайского канала Кра реанимировали несмотря на жёсткое противодействие. Текстильные новости выясняли почему у разумной идеи столько противников, зачем России ещё один мега-проект и при чём тут текстиль.
Ещё до начала строительства канал Кра стал рекордным долгостроем
История проекта заслуживает отдельной статьи, поэтому просто перечислим этапы этой новой части проекта «Один пояс – один путь».
- 1677 – Нараи, король Таиланда призвал из Франции инженера де Ламара спроектировать канал соединяющий Сиамский и Бенгальский заливы. По окончании изысканий стало ясно, проект не для технологий того времени.
- 1793 – идея реанимируется для защиты западного побережья и к проекту проявляет интерес Британская Ост-Индская компания. Дошло до проекта, изыскательских и разведочных работ, после чего всё заглохло.
- 1882 – 1887, к работам привлекался архитектор Суэцкого канала Фердинанд де Лессепс, появился ещё один проект но стройку заморозили по соглашению с Британской империей, дабы сохранить важность Сингапурской гавани в пику Франции.
В 20-е годы прошлого века включилась Япония, чтобы обеспечить короткий путь флоту в Индию. Они успели построить Тайско-Бирманскую железную дорогу, закончить изыскания, но в 1941 началась война и снова всё остановилось.
После войны в квесте “закончи тайский канал” поучавствовали США, интерес – военный флот, точнее, его быстрая переброска без обхода Малайзии, но «купить» власти Таиланда не удалось. Тогда США были прям всеми руками за канал, расписывая доходы и преимущества, но не срослось.
В 60-х годах прошлого века активность начал проявлять Китай и это было уже серьёзно, канал им нужен был тогда, ещё больше нужен сейчас. На тот момент Индия была не против, поскольку угрозы от китайского флота ещё не ощущалось, к 1985 дошло до первых реальных проектов, которые можно было реализовать довольно быстро.
Планы сорвала стоимость канала, одновременно родилась идея «сухопутного моста», который начали строить в 1993. Строили с размахом, но по тайски, две нитки 44 шоссе (между ними оставили место для ЖД) завершили на 66%, но к этому моменту так и не определили, где расположить гавани.
Вернёмся в наши дни, похоже, история обретает практические перспективы реализации.
Предпосылки к реализации и преимущества нового канала для азиатского региона
В настоящее время все суда вынужденно идут в обход Малайзии, через Сингапур по Малаккскому проливу и пропускная способность этого маршрута уже на пределе.
Уже сейчас пробки приносят потери на проход до двух суток и ситуация только ухудшается. Главные минусы маршрута – небольшая глубина (25 метров) и ширина (2,5 км, на фарватере 1,8 км).
Ещё одна проблема – пиратство (за 2022 более сотни нападений), что приводит к увеличению стоимости страховки и дополнительным потерям грузов и трафика из-за постоянного патрулирования акватории судами охраны.
Частые лесные пожары на Суматре снижают видимость и скорость движения, опасность террора добавляет головной боли (затопите судно на 25 метрах и прохода не будет), плюс частые инциденты в виде столкновений судов.
Очевидно, что канал Кра разгрузит коридор и, казалось бы всем будет счастье, но на момент старта практической реализации внезапно активизировались противники.
- Индия теперь опасается китайского военного флота в Индийском океане, учитывая строительство КНР в Пакистане транспортного узла с расчётом на строительство военной базы для его охраны.
- США опасаются того же, плюс против независимого коридора для грузов России и КНР при полной непрозрачности грузопотока, ведь пока Сингапур ещё может чинить препятствия и хоть как-то отслеживать грузоперевозки.
- Сингапур больше всех против нового канала. Для страны это прямые потери свыше трети поступлений от порта и прохода судов по проливу.
США действуют как всегда, как только проект был обозначен к реализации, началась раскачка «экологического лобби» внутри Таиланда. С этой проблемой Китай понимает, как справится и Правительство на его стороне, если кратко – «деньги против денег».
В первом технико-экономическом обосновании цена проекта была $20 – 21 млрд, сейчас $25 – 28 млрд, с учётом дополнительных мероприятий по снижению ущерба для экологии.
Если говорить о плюсах нового коридора, то они впечатляют:
- Общая длина всего 100 км, возможно меньше;
- Расчётная глубина 26 метров;
- Двустороннее безостановочное движение;
- Для маршрута Китай – Германия, экономия до 7 суток в пути;
- Снижение страховых выплат на 10-15%;
- Прямое сообщение восточного и западного побережья Таиланда.
Учитывая такие выгоды, сторонников этого долгостроя становится всё больше, и что важно – реализацией заинтересовались «Большие деньги».
Экономический рост Таиланда увидел большой бизнес и уже на стороне КНР
Простой пример – яхт-клуб Ocean Marine в Паттайе (и ещё несколько в Бангкоке), где швартуется всё больше дорогих яхт премиум-класса. Количество туристов растёт, морской отдых и досуг стремительно набирает популярность, но многие гости не рискуют идти в обход Малайзии.
Прямая и короткая дорога в Бенгальский залив, по мнению владельцев яхт-клубов, увеличит трафик в полтора, а то и два раза. Учитывая, что бизнес в стране делает ставку на туризм, поддержка проекта обеспечена не только общественным мнением.
Тайские военные двумя руками «за» ещё с прошлого века, быстрая переброска сил с запада на восток и обратно усилит позиции группировки управляющей в данный момент страной.
Откуда интерес России и при чём тут текстиль?
Независимый коридор отлично вписывается в инфраструктуру коридора «Север – Юг», снижая время и стоимость доставки грузов, не только нефти и газа, в том числе через СМП. Вхождение в качестве инвестора позволит использовать канал нашему ВМФ, а учитывая особые отношения с Таиландом, никаких политических проблем на горизонте событий не видно.
Справка. Независимость Сиаму, зажатому между Англией и Францией помог сохранить Николай II. В 1891 он побывал в гостях у короля Чулалонгкорна, и ещё будучи цесаревичем, пообещал тому защиту от Англии с Францией. Став Императором он сдержал обещание и в 1907 снял угрозу для утраты независимости Таиландом раз и навсегда.
В отношении текстиля канал позволит нарастить закупки различного сырья в Камбодже, Таиланде и Вьетнаме. Не надо улыбаться, через Владивосток в данном случае чуть ближе, но ёмкость Транссиба не безгранична. Доставка в Новороссийск (как вариант) будет сравнима по времени, но дешевле, и груз окажется сразу в центральной части России.
Кроме перечисленного, есть дополнительный аспект. Встав на сторонку проекта Россия усиливает свои позиции в Юго-Восточной Азии, что важно как противопоставление очередному блоку США – AUKUS. Очевидно, что блок создан чтобы «дружить» против Китая, но подпортить настроение наглосаксам и австралопитекам лишним не будет.
Ещё одно соображение, почему Россия активно входит в крупнейшие проекты – следование политике сокращения валютных резервов в долларах. За 2022 доля снизилась с 72,4 до 71,5%, растут долларовые инвестиции с замещением монетарным золотом и другими валютами, интересная тенденция. Это «игра вдолгую» со снижением рисков зависимости от неадекватных финансовых властей США.
Неожиданными союзниками канала Кра стали Япония и Южная Корея, которые (следите за руками) приспособились покупать российскую нефть в обход санкций и потолков цен. Новый путь для них прямое снижение конечной стоимости барреля, плюс снижение стоимости доставки других товаров из Индии, Африки и т.д.
Так что планы строительства реанимированы, прямой саботаж и противодействие нивелировано (Индия и Китай договариваются об ограничениях присутствия ВМФ КНР у своих берегов), ждём новостей о начале стройки.
Недавно мы рассматривали ещё один проект канала – в Никарагуа, СП Китая и России. Проект развивается, как мы и прогнозировали, движение начнётся после решения вопроса охраны будущей инфраструктуры.
Так вот, вопрос защиты и охраны решён, и вот как отреагировал на создание в Никарагуа российских военных центров и баз Госдеп США:
Подписанные соглашения – подрыв сбалансированной всемирной архитектуры всеобщей безопасности. Мы требуем аннулирования соглашений и немедленного вывода российского военного контингента с территории Никарагуа!
Кто бы сомневался, но чтобы мало не показалось, мы договорились и с Кубой, ну чтобы у гуталинового Остина в Пятиугольнике бессонница не закончилась.
Это событие на парламентской конференции Россия – Латинская Америка прокомментировал спецпредставитель Президента Республики Никарагуа по вопросам развития отношений с Россией — Лауреано Факундо Ортега Мурильо:
Победа России (в стране точка У.) будет победой света над тьмой и добра над злом… Теперь мы уверены, что развитию нашей экономики и крупных проектов [Россия, Китай, Мексика и Венесуэла] не смогут помешать эти «нехорошие люди» (замена слова). (с)
Учитывая удаленность Таиланда от США, прямые диверсии там вряд ли возможны, поэтому дополнительных политических препятствий у канала Кра будет не так много, как у Манагуа.
В общем поживём увидим, как будет меняться обстановка на Глобальном юге. А в одной из следующих статей выясним, будет ли реализован проект Дмитрия Ивановича Менделеева по реконструкции Азовского моря.
Оставьте комментарий