Уточняться данные будут до середины апреля, но предварительные данные 2020 г. в легкой промышленности глава Минпромторга Денис Мантуров уже озвучил. Надо заметить, вторая половина года позволила большинству отраслей выйти из красной зоны, и это не все позитивные итоги.
Плохие новостей, некоторые из которых были ожидаемы
Большинство связаны с пандемией, но на вирус все проблемы списывать не стоит. В некоторых ситуациях ограничения стали лакмусовой бумажкой, выявившей узкие места:
- Объём экспорта упал в сравнении с 2019-м (~ 12%), при этом частично потери связаны с волокитой. В конце весны часть предприятий физически не успела отгрузить товары в ситуации закрытия границ, теряя время на оформление бумажек;
- Доля перекрытия внутреннего рынка отечественным производством выросла, но до 18% вместо ожидаемых 24-28%. При этом по объёму рынок легпрома второй после продуктового (в минувшем году оборот превысил 4 трлн. рублей). Несмотря на ограничения импорта и прочие сложности с доставкой импортных товаров;
- Сокращение персонала составило около 5% общей численности (в целом в отрасли не менее 350 000 работников и примерно 20 000 предприятий). Плохой косвенный показатель, сколько ИП и малых предприятий точно прекратили деятельность.
К негативным показателям отнесём:
- Уровень импортозамещения, оставшийся ниже ожидаемого, несмотря на благоприятные факторы. Девальвация рубля из-за курсовых колебаний и локауты в логистике серьёзно ограничили импорт, но отечественные товары легпрома не заняли свободное место;
- Неравномерное вливание финансов в текстильную отрасль. С марта по сентябрь инвестировано столько денег для производства медицинских масок, что сейчас они выпускаются миллионами в сутки. Хороший запас, мы ко всему готовы, даже перепроизводство налицо.
Оперативные меры, к началу июля дефицит был полностью ликвидирован, а стоимость при оптовой закупке упала до 2,5 рублей за штуку. Пострадали те, кто не смог наладить их производство, недополучив денег.
Остальные плохие новости не столь масштабны, чистый минус наблюдается только у кожевенников, и здесь как раз виноват только вирус. В целом негативные моменты есть, но главный итог непростого года – наконец-то проснулись текстильщики. Считая будущие доходы в феврале, они и представить себе не могли, чем обернётся многообещающая весна. А когда наступило лето, засучили рукава, взялись за дело.
Конец года принёс хороших новостей больше, чем плохих
Прежде всего, не оправдался пессимистический прогноз, объем производства увеличился на 7,5%. Заметим, что многим предприятиям удержаться на плаву, помогло производство именно масок. В кризисной ситуации оперативные меры государственной поддержки доказали свою эффективность. Кратное наращивание выпуска СИЗ (не только масок, халатов, спецодежды и пр.) было организовано всего за два месяца.
На некоторых текстильных секторах карантины и ограничения практически не сказались:
- Нетканые, синтетические материалы и технические ткани выросли на 12% (за 5 лет прирост более 40%). Почти все маски производились с июня из отечественных материалов. На 95% обеспечена внутренняя потребность в высококачественных утеплителях, геотекстиле (для дорожных работ, мебельщиков и т.д.);
- Увеличился выпуск смесовых, хлопчатобумажных и шерстяных тканей (не менее 8%, данные уточняются);
- Доля рынка отечественной продукции в группе домашнего текстиля составила 70%;
- Замкнуты первые цепочки от выращивания льна до выпуска высококачественных льняных тканей и готовой одежды (Вологда и Волгоград);
- На конец года загрузка швейных мощностей достигла уровня 90-92%;
- Крупные мировые бренды приступили к поиску площадок для производства своей продукции в России (Inditex, Decathlon и др.);
- На 9% увеличился экспорт российской спортивной одежды outdoor, объём выпуска вырос на 13%.
Во многом позитивные показатели достигнуты благодаря вмешательству Правительства РФ, хотя и потребовалось некоторое время «на раскачку». Тем не менее, текстильщики получили бесценный опыт лоббирования своих интересов, а Минпромторг – гибкого реагирования на новые вызовы.
К положительным нематериальным достижениям относятся мероприятия, ставшие хорошим заделом на будущее:
- Мораторий на банкротство фабрик. Пока не позволяет дать цифру, сколько из них закрылось, но 2-х% кредиты на зарплаты большинству позволили сохранить персонал;
- Введены и сохранены квоты для текстильных товаров в объеме не меньше 50-90% от объёма закупок государственными компаниями. В 2021 г. это будет гарантированный объём поставок около 1,2 млрд. рублей;
- Скорректирован нацпроект «Международная кооперация и экспорт», срок выдачи документов для экспорта сократился, и оформить их можно в электронном виде.
Подавляющее большинство фабрик освоили онлайн продажи и сохранят своё присутствие в Интернете надолго. Доля интернет-продаж в обороте фабрик оценивается в 10-30% (в целом по розничному рынку России это ~ 3 трлн. рублей и 10% от всех розничных продаж).
Увеличены объемы субсидиарной поддержки предприятий отрасли по различным направлениям (инвестиции, модернизация, расширение и т.д.). Одновременно существенно упростили процедуру обращения за такой поддержкой, с учетом особенностей малого и среднего бизнеса.
Иными словами, самая хорошая новость в том, что Минпромторг и Союзлегпром смогли преодолеть инерцию, легкомысленное отношение к «легонькой промышленности», и результаты не заставят себя ждать. Если уж текстильщики смогли выдержать локауты, то после нормализации обстановки и сохранении статус-кво, рывок обеспечен. Они точно смогут увеличить долю перекрытия рынка отечественной продукцией не до 28% (прогноз на 2020), а намного больше.
Теперь главная цель Правительства РФ – не помешать им, и сделать это, продолжая помогать.
Оставьте комментарий