Подводим итоги 2019 года, пока они нас не подвели

2/5 - (1 голос)

Наступил март 2020, время подвести итоги 2019 года, которые в текстильной отрасли оказались ниже ожиданий, но выше пессимистических прогнозов. Точные цифры Росстат приведет по окончании первого квартала, но данные ФНС и ФТС РФ уже обработаны. Так что картина если и изменится, то незначительно.

Итоги 2019 года

Итоги работы мер государственной поддержки

Минувший год оказался на распутье, меры господдержки текстильной промышленности подвергались корректировкам, порой разнонаправленным, но в целом программы заработали.

Приведём один пример – буксовавшая тема «Возмещение предоставленной скидки производителям камвольных и/или поливискозных тканей, предоставленной производителям одежды (школьной формы) обучающихся в начальных классах», Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 № 857 наконец-то заработало. Выделенные средства (500 млн. рублей) освоены. Причём в большем объеме, поскольку были распределены незатребованные остатки 2018. Причина проста – расчет суммы возмещения перепривязали к реальным планам и результатам текстильных фабрик, одновременно сократив требуемый пакет документов. Одновременно заработали система лизинга, субсидирования процентов по кредитам и другие программы.

Итоги 2019 года

К сожалению, без ручного управления не обошлось, но к декабрю Минпромторг смог привести меры к единому знаменателю. В целом, текстильная промышленность оценила усилия ведомства, ответив сдерживанием цен и наращиванием экспорта.

Все сегменты равны, но некоторые в приоритете

19 февраля 2020 в Минпромторге прошло совещание, на котором обсудили итоги 2019 года, в разрезе легпрома. Знаковым оказалось заявление Министра, Дениса Мантурова:

Итоги 2019 года

В хорошем смысле этого слова, никакого негатива, учитывая рост популярности натуральных тканей и материалов, в частности льна, российские производители более чем конкурентоспособны на внешних рынках. Замечательный пример развития отдельного сектора. К сожалению, опять же, не обошлось без «ручного управления».

Рост налоговых отчислений является не косвенным, а прямым подтверждением роста (некоторые аналитики считают – «выходом из тени») по ряду других секторов:

Итоги 2019 года

Картина интересная:

  • Одежда стала драйвером, обеспечив рост налоговых поступлений от швейных фабрик около 17%;
  • Постельное белье с трудом добрало до уровня 2017, хотя в штучном выражении количество КПБ серьёзно выросло;
  • Мужские костюмы российского производства подешевели, снизилось и количество, так что этот сектор точно потребует внимания отраслевых структур.

Итоги 2019 года

Недобор по налогам у костюмов и КПБ – одна из причин осторожных прогнозов замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухова. Он весьма прозорливо отметил, что снижение реально располагаемых доходов россиян может привести к нулевому росту (против 3,5 – 5% минувших лет), и текстильная промышленность может оказаться в минусе. Так и вышло.

Ещё одним итогом 2019 стала средняя сумма чека. Данные приведены поквартально, только по отчетам, где не было других товаров (по оценкам аналитиков, крупные ритейлеры продали товаров по общим чекам не менее чем на 0,9 млрд. рублей, это Метро, Ашан, Лента и Магнит).

Тем не менее, картина любопытная:

Итоги 2019 года

К концу года россияне вынужденно сэкономили на текстиле, или крупные сетевые гипермаркеты сделали предложение, от которого покупатели не смогли отказаться. Особенно в части чулочно-носочных изделий, колебания спроса на которые обычно хорошо коррелирует с состоянием текстильной отрасли. Скачок в сегменте комплектов постельного белья понятен, многие российские производители распродавали складские запасы, судя по всему, удачно.

Для экспертов неожиданным оказалось падение чека в сегменте тканей российского происхождения. Очевидно, что домашние швеи и небольшие ателье переключились на импортные ткани. Иного объяснения нет, ведь в тренде последних лет в России устойчиво наблюдается спрос на рукоделие. Здесь возникает вопрос об итогах баланса экспорта и импорта. Итоги также весьма неожиданные.

Итоги 2019 года

Российского производителя одежды поддержим, но иностранцам наступать на горло не станем

Уходящий год был отмечен множественными межправительственными соглашениями и работой в плане «открытия» границ и приведения стандартов к единому знаменателю. Намерение сделать сотрудничество в сфере текстиля открытым и взаимовыгодным благое, но, как известно, «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Первые два квартала это подтвердили в полной мере.

Соглашения, ратифицированные Д.А. Медведевым со странами Средней Азии, вызвали поток желающих «занять место под Солнцем» и демпинг. Российские производители одежды застонали, но, судя по всему, прессинг выдержали. Да, многие компании из Узбекистана и Туркмении разорились, но одновременно поставили российских текстильщиков на грань выживания. Предложив качественный (без всяких надуманных обвинений) текстиль по бросовым ценам.

Итоги 2019 года

Летом 2019 Денис Мантуров даже был вынужден корректировать границы дозволенного для импортёров и активизировать программу повышения конкурентоспособности российского текстиля. Меры были приняты, но пока работали механизмы «открытого товарного обмена», разорилось более 3 000 ИП. Малые предприятия, не успевшие оправиться от внедрения «онлайн касс», что потребовало затрат, просто не выдержали конкуренции и ушли с рынка.

Это тоже итог 2019, хотя есть и позитивные моменты. Российские производители нарастили экспорт одежды, на 6%, на 23% выросла доля готовых вещей и инновационных нетканых материалов. Инвестиционная активность также выросла, на 6.5%. В Иваново Индекс промышленного производства (ИПП) текстиля вырос на 5,6%, составив 26,5 процента – 51,02 млрд. рублей общего ВВП региона.

По мнению экспертов, если хотя бы год не менять «правила игры» и отложить ещё на полгода введение обязательной цифровой маркировки, текстильная отрасль восстановит рост, и станет драйвером развития регионов, учитывая специфику занятости и изменения в пенсионном законодательстве.

Итоги 2019 года

Но пока мы имеем то, что озвучил Виктор Евтухов: «Рост есть, уже хорошо, ещё лучше, что он выше нуля».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. *

DPL каталог продукции
Реклама на портале News-Textile.ru Перейти
+