«Значит, хорошие сапоги, надо брать». Кто не помнит эту цитату, смысл которой в том, что если «Мымра» забраковала сапоги, значит, они точно понравятся всем остальным. Тенденцией 2018 года стали попытки розничной торговли дезавуировать интернет продажи одежды и обуви. Не явные намеки, но хорошо читаемые, и цитата сработала. Если розница говорит, что покупать в интернете не надо, значит, надо брать.
Российские текстильщики научились торговать через интернет
Громкое заявление, но итоги первых шести месяцев говорят именно об этом, продажи через интернет текстильных фабрик выросли на 14%. Это если говорить о суммовой составляющей.
В начале сентября структуры Минпромторга проводили опрос среди текстильных фабрик в отношении трендов продаж. Тенденция роста интернет торговли подтвердилась, несмотря на то, что среди опрошенных 8 предприятий не имеют собственных онлайн магазинов. Вот эти данные:
В разгар кризиса продажа через интернет магазин стала дешевле, и россияне обратили внимание на российский текстиль. 2015 и 2016 годы стали «раскачкой», дальше интерес показывает устойчивый рост. Скептики возразят, что компании завышают процент, но наши эксперты не видят в этом смысла. Преимущества прямых продаж очевидны:
- Выручка поступает в «кассу» предприятия;
- Затраты на организацию интернет магазина минимальные;
- Расходы на продажи через интернет небольшие;
- Реклама обходится намного дешевле, чем для розничных продаж;
- Можно обойтись вообще без затрат, используя агрегатора с раскрученным сетевым магазином.
2017 год показателен – получение денег в обмен на товар оценили многие предприятия.
Учитывая кризисные явления, общий спад покупательной способности населения, интересно сравнить данные «ухода в сеть» с общим количеством текстильной продукции. Объём в рублях, стоимость отдельной вещи и пр. не показатель, но в количестве штук мы видим показательную динамику:
Обдумаем эту статистику:
- В двух сегментах отмечается уверенный рост объёма производства и выручки в денежном эквиваленте;
- Общий суммовой показатель давно превысил итоги 2014 года;
- Суммарное количество тканей (нитей и прочего) достигло значения в 112%.
Но посмотрим на количество произведенных вещей. Впереди по-прежнему нательное бельё и чулочно-носочные изделия. Мы уже говорили о том, что носки и трусы – пример стабильного роста. Справедливости ради добавим, что данных 2018 года о поставках в структуры МО РФ пока нет. Так что КПБ, видимо, превысит показатели 2014 года.
Так больше или меньше стали продавать российские фабрики в интернете?
Поскольку опрос проводился по широкому спектру вопросов, есть ещё одна статистика, имеющая отношение к обороту финансов. 64 предприятия используют в продажах через интернет магазины электронные деньги. Не будем касаться легальности данного способа оплаты с точки зрения налогов. Большинство респондентов пояснили, что не готовы тратиться на сложные системы защиты платежей.
На графике выше динамика прироста доли оплат не связанных с банковскими системами напрямую. Статистики владения предприятиями электронными кошельками нет, но индивидуальный предприниматель может организовать такой приём оплат.
Совокупное значение таких платежей в 2018 превысит 25% по итогам года. Отметим, это добровольно предоставленная информация, и она вряд ли будет фигурировать в статистике продаж.
Вывод напрашивается сам собой, даже если фабрика декларирует всю полученную таким образом выручку, то статистика роста продаж в интернете верна. Если так поступают не все, то покупки в интернет магазинах выросли примерно на 8-15% больше.
Вернёмся к первому графику, и постараемся понять, почему стремительный старт 2017 года не продолжился такими же темпами.
Факторы, сдерживающие прирост сетевой торговли производителями
Расчетные показатели прироста интернет продажи от производителей российского текстиля были выше, чем оказались. Фактическое состояние дел сейчас выглядит следующим образом:
- Прогнозы по наращиванию объёмов производства подтвердились и превышены;
- Выручка текстильщиков в денежном выражении также превысила прогноз;
- Объём реализованной продукции вырос до значения 55%.
Иначе говоря, если в 2016 году складской запас (неликвиды) составлял 65-80%, то сегодня это 45-50%. Отличный показатель, если бы не одно «но» – списание и ликвидация. Покупки в интернет магазинах делаются со склада производителя, не затрагивая запасу розницы. В статистике это, к сожалению, не отражено. Вероятно, оздоровление показателя связано с тем, что немало текстильных вещей отправилось на ветошь или на свалку.
Есть и другая аналитика, оценивающая наращивание темпов интернет продаж российскими текстильщиками. Это расчетная динамика, как аппроксимация значений 2014 – 2018 годов.
Прогноз оптимистический, без учета негативных факторов. Косвенно это подтвердил ВЭФ соглашением с крупнейшей интернет платформой торговли. Но графика говорит сама за себя – в этом году российские текстильщики едва дотянут до 10% купленных россиянами вещей. Возможно, продажа вырастет, и вскоре через собственный интернет магазин фабрики будут продавать больше. Но до 25%, (допустимое значение для страны с открытыми торговыми отношениями), мы не дотянемся даже в 2020 году.
Однако не будем пессимистами, процесс модернизации отрасли идёт полным ходом, локализация ведущих мировых брендов тоже не стоит на месте. Плюс кризис всё больше подвигает россиян покупать не «торговую марку», а доступный текстиль.
Возможно, наши фабрики обратят на интернет больше внимания. Пока у нас культура отношения с покупателем на низком уровне. Продавец не выдерживает сроки поставки и обязательства, а почта теряет посылки. Российское «авось» и общее пренебрежение точностью исполнения обязательств ещё один фактор, тормозящий покупки, точнее их взрывной рост в интернет магазинах.
Оставьте комментарий