В начале августа появились официальные данные первого полугодия 2018 года, которые включают индекс производства, количество выпущенного текстиля и многое другое. Эти цифры и рассмотрим в нашей статье.
Начало года стало переломным моментом в восстановлении промышленности
Средний тренд динамики обрабатывающих компаний устойчиво положительный, что отражает усредненный график:
Если взять средний прирост по легкой промышленности (102,9%), индекс производства текстильных изделий, 104,6 уже выше, а для одежды показатель достиг значения 106,6%. Иными словами, текстильщики наращивают динамику опережающими темпами, обойдя основные виды обрабатывающей промышленности – 104%.
Динамика радует, особенно на фоне определенных проблем в экономике, приятно, что в прошлом году мы не ошиблись с прогнозами. С другой стороны, совокупный параметр выглядит опережающим на фоне небольшого спада кожевенников. В сводном документе это выглядит так:
Обратим внимание, что в июне 2018 одежды было меньше, чем в июне 2017. Если углубиться в детали, мы увидим ещё один момент оздоровления отрасли, несмотря на уменьшение прибыли. Фактор этот – снижение складских остатков, имеющий две точки воздействия.
- Во-первых, фабрики искусственно снижают выпуск, чтобы не замораживать средства на складе готовой продукции.
- Во-вторых, розница также снижает остатки, возвращая в оборот лежащие мертвым грузом деньги.
Перелом как раз в том, что, несмотря на это индекс промышленного производства продолжает расти. В цифрах картина остатков на нескольких примерах следующая:
- Запас костюмов:
- В среднем по России – 1,5 месяца;
- Приволжский округ – полмесяца;
- Московская область – месяц;
- Алтайский край – 2 месяца;
- Запас брюк:
- В Нижегородской области – 10-15 дней;
- Во Владимирской области – 2 месяца;
- В Свердловской области – более пяти месяцев.
Пальто и полупальто в России хватит на семь месяцев, в разных регионах от трех до девяти месяцев. Отсюда падение сальдо на 44,3% в сравнении с аналогичным периодом 2017 года.
Растет запас и в рознице, на середину года он составляет примерно 114 дней, против 90 дней в середине 2017 года. Причина очевидна – уменьшение покупательной способности населения. Это создает еще один повод для уменьшения непроданных товаров.
Себестоимость имеет ключевое значение
В качестве параметра индекс промышленного производства отражает только фактическое количество товаров.
На этом рисунке отражены основные позиции в приведенных единицах. Любопытен скачок профессиональных комплектов и спецодежды, мы не ошиблись в прогнозах. Самый интересный столбик июня по отношению к маю 2018. Обратите внимание, насколько снижается процентное соотношение некоторых позиций. Та самая борьба с затовариванием складов и необходимостью возврата денег в оборот. Одновременно сказывается сезонный фактор, и желание россиян потратится на отпуск, а не на костюмы.
Чтобы не сложилось мнения, что мы поём дифирамбы, посмотрим на ситуацию с точки зрения отгруженных (оплаченных) товаров. На середину года по текстильным изделиям 94%, по одежде 83%. Это в сравнении с первым полугодием 2017 года. Так что наш прогноз – борьба с затовариванием будет продолжаться, чтобы избежать перепроизводства. Скорее всего, в конце года показатели останутся на текущем уровне.
Тем не менее, темпы роста производства у текстильщиков хорошие, правда, Росстат отметил несколько моментов, влияющих на снижение себестоимости:
- Часть компаний стали использовать более дешевые ткани и фурнитуру;
- Новые фабрики используют автоматизированные линии, что снижает стоимость отдельной вещи;
- Почти все компании временно приостановили повышение уровня заработной платы.
Несмотря на эти меры по отдельным видам продукции картина выглядит следующим образом:
Шелковые и шерстяные ткани продолжают терять позиции, нетканые материалы притормозили, в прошлом году было выпущено много кв. м. Приятно видеть данные по льняным тканям, мы много говорили о развитии льноводства. Предположения подтвердил сухой процент, так что лен ожидают хорошие перспективы.
Казалось бы, противоречивые цифры, но темпы роста производства действительно радуют, и, что важнее, ситуация стабилизировалась.
Что дали первые шесть месяцев российскому покупателю
Главное – сдерживание цен. Общее подорожание по разным категориям текстильных изделий находится в пределах 3-3,2% к уровню прошлого года. Если брать уровень января, то к концу июня это не более 2% по всем категориям товаров. Растет индекс производства России, растет конкуренция, предприятия вынуждены повышать цены с оглядкой на рыночную ситуацию.
В сравнительной таблице видно, как предприятия пытаются объёмом управлять убытками и складскими остатками. Сравните столбик полугодия с показателями мая. Сравнение хорошо иллюстрирует управление сезонным фактором спроса.
Гибкость, ещё один бонус для покупателей, который они получают от развития отрасли. Частая смена коллекций, отслеживание модных тенденций, снижение числа устаревших вещей на складах. При этом индекс производства всё равно продолжит нарастать, и для жителей России собственная легкая промышленность с конкурентным текстилем это, безусловно, благо.
А пока всё говорит о том, что из кризиса отрасль вышла, впереди – новая цель: развитие и конкуренция с мировыми производителями.
Оставьте комментарий