Глобальный «логистический» передел. Международные коридоры как следствие глобальной многополярности.

Многополярность, требует множество идей, предложений и проектов. Битва за инвестиции и возможность контролировать торговые пути, коридоры и узлы выходит на новый уровень.

Каждый год, та или иная страна, не скрывающая своих политических амбиций заявляет о намерении реализовать крупный проект, по подобию Китайского ОПОП (один пояс-один путь). Идеи, всякие попадаются: реалистичные, футуристичные, пафосные. В Китайской интерпретации должно быть задействовано 148 стран и 31 межударная организация.

И всем причастным можно было бы успокоиться: китайские товары по их территории поплывут рекой, тут и выручка за транзит, и вложения в инфраструктуру и возможности влиять на все эти потоки. Как бы ни так.

С одной стороны, все новые идеи «глобальных коридоров» имеют под собой 2 причины их возникновения:

  • Во-первых, в эпоху рассвета многополярности, никто не хочется сидеть на одном стуле, чем больше путей, вариантов и альтернатив, тем меньше шансов попасть под влияние отдельно взятой державы, да и возможностей для торга больше
  • Во-вторых, предлагаемые идеи, не обязательно могут быть как противопоставление Китайскому проекту, в большинстве своем это как раз таки дополнение к нему.

Попробуем, что называется галопом, пробежаться по самым амбициозным проектам, связанным с «глобальной логистикой».

Летом—осенью 1932 года экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые прошла Северным морским путём из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию

Северный морской путь, уже работающий, и кратно увеличивающий свои мощности.

«Северный морской путь» – российская инициатива, охватывающая морские арктические порты и речные хабы в Сибири. Основные перевозочные мощности приходятся на ресурсный сектор: ископаемые, топливо, лез и тяжелое крупное оборудование. По разным оценкам, данный проект позволил ускорить временные затраты на перевозку в 2,5 раза, а денежные – в 1,5.

СМП уже работает, и опять же по приблизительным оценкам на 20-30 % своих возможностей. Причина в отсутствии транзитных перевозок из Азиатских стран Дальнего Востока и Юго-восточной Азии в Европу. Причина: санкции. Недобор по деньгам для России, за счет неиспользуемого транзитного потенциала имеется, но несравним с тем, что теряет Европа. Что называется, выстрелили себе же в ногу.

Теперь, чтобы перевезти что-либо морем из Японии, в условную Швецию, приходится огибать крюк через Суэцкий Канал. И в вместо 6000 морских миль, судам следующим в Северную Европу, приходится преодолевать около 13 000 м.м.

По заявлениям, премьер-министра РФ, к 2024 году, объём перевозок по СевМорПути составит около 80 млн тонн, а к 2030 г – уже 120 млн. тонн. Надо отметить что еще в 2018 г., нагрузка на СМП составляла – 20 млн тонн. Акцент в плане содержимого будет сделан на СПГ, а в плане конечной точки – порты Китая. Председатель Си, как и члены его кабинета министров, неоднократно заявляли о серьезном интересе к освоению Арктических природных ресурсов. Под этот проект даже целую программу по строительству ледоколов запустили в Китае.

Что до России, так оценочные вложения в СМП составят – 2 трлн рублей. Деньги эти пойдут на возведение 50 ледоколов и аналогичных по классу судов. Помимо этого: строительство новых портов, географических, геологических и метеостанций, а также пунктов управления движением.

Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Северного морского пути (обозначен синим — более 14 тыс. км) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красным — более 23 тыс. км)

Север-Юг (NS). От Балтики до Индийского океана.

Начальный и конечный пункт обозначены, одна из транзитных сторон тоже – Иран. Протяженность МТК (международного транспортного коридора) – 7 200 км. Несомненным преимущество данного проекта, по сравнению с другими (как действующими, так и будущими) является сокращение расстояния перевозок в 2-3 раза. К примеру, из Санкт-Петербурга в Мумбаи, груз вместо нынешних 30-40 дней (через Суэцкий канал) прибудет за 20 суток.

Сразу отметим, что «Север-Юг» это мульти модальный коридор, т.е. задействоваться должен морской, и жд и авто транспорт. На текущий момент, коридор уже работает, но требует еще много внутренних инфраструктурных проектов, и не все из них смогут реализоваться в ближайшее время.

NS состоит из трех внутренних маршрутов:

  • Западный: Россия – Азербайджан – Иран – Индия
  • Восточный: Россия – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Индия
  • Транс каспийский: Россия-Иран-Индия

Расходы, по задумке, должны снизиться более чем на 60 %.

Как и говорилось выше, у проекта для максимальной эффективной работы множество проблем:

  • Необходимость строительства огромного количества ЖД участков в каждой из участвующих стран.
  • Разные стандарты к ЖД инфраструктуре, включая ширину колеи
  • Медленные, излишне забюрократизированные пограничные службы и в России, и в Иране и в Индии.

О своих намерениях участвовать в проекте, помимо России, Ирана и Индии уже заявили: Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Оман. До известных событий присоединиться к МТК хотели Сирия и точка У.

В потенциале, помимо связи с Индией, проложить торговые маршруты используя «Север-Юг» можно до стран Ближнего Востока.

По статистическим данным основная доля перевозки по МТК пришлась на топливо, зерно и металлы.

Инвестиции в транспортный проект «Север — Юг» со стороны РФ  до 2030 года составят 280 млрд рублей. Для реализации проекта возводятся и реконструируются три пункта пропуска: «Дербент», «Верхний Ларс», «Яраг-Казмаляр».

Водная артерия «Стамбул», как равный соперник своему же Босфорскому проливу.

В начале 2021 года, Турция заявила об уже подтвержденных планах по строительству канала «Стамбул». Ее протяженность составит 51 км, и по сути будет полностью повторять Босфорский пролив, а именно соединять Черное и Мраморное море. Изначально сдать проект должны были в 2024 году, но позже перенесли на 2027 г. К слову, строительство идет, может не так быстро, как хотелось бы турецким властям, но достаточно динамично.

Мотивы реализации этого проекта просты: снять сверх нагрузку с Босфора.

Финансовая составляющая проекта оценивается в 18-22 млрд $.

Характеристики пролива дают возможность проходить по нему и грузовым танкерам, и пассажирским круизным лайнерам: Ширина – 150 м, глубина – 25 м, Длина – 50 км.

Что касается негативных моментов, сопровождающих амбициозный проект, то их несколько:

  • Противники строительства пролива внутри страны обвиняют руководство в повсеместной коррупции и желании перекроить архитектуру Стамбула, а мэр города Экрем Имамоглу и вовсе заявил о большом риске экологической катастрофы.
  • Международную общественность же волнует другой вопрос: отказ Турции от конвенции Монтре. Напомню, что согласно ее положениям от 1936 г., Турция не имеет возможности ограничивать проход судов через свои проливы. Эрдоган, к слову, и не скрывал свое недовольство содержанием этого документа. Так что, новый канал, попадать под старую конвенцию не будет, а соответственно можно как требовать пересмотра положений, так и вовсе «прикрыть» Босфор, и направить все суда через новый пролив.

Несмотря на сложности, сопровождающие строительство «Стамбула», сейчас уже не возникает сомнений, что он будет завершен.

По данным социологических опросов, 7,9 % жителей Стамбула поддерживают строительство канала, а 80,4 % выступают против

Перспективы израильского «Бен-Гуриона».

На нашем ресурсе, мы уже рассказывали детально об амбициях Израильского руководства по строительству дублера «Суэцкого канала». Вкратце вспомним основные аспекты.

Проект должен через Негев (пустыню) соединить Красное море и Средиземное (Эйлат-Ашкелон). Опять же, как и Суэцкий канал, Израильский располагается в перешейки между двумя морями.

Израильтянам даже мучиться не пришлось в поисках обоснованности своей идеи, просто скопировали с Египетского аналога: груз из Азии в Европу можно доставить по морю либо огибая Африку, либо использовать Суэцкий (Бен-Гурион) канал, сокращая при этом расстояние порядка 8-9 тыс миль.

Ну а теперь, главный вопрос, зачем дублировать то, что есть?

Новый проект будет технически мощнее и современнее канала в Египте. Инициаторы идеи отсылаются к «стоянию на Суэце», когда большой контейнеровоз, идущий из Малайзии в Нидерланды, сел на мель, пытаясь развернуться и в итоге уперся по обе стороны берега. Все движение по каналу замерло на 6 дней, очередь на проход составляла 400 судов, а убытки для мировой торговли оценили в 230 млрд $. К слову, это не первый подобный инцидент, и думается не последний, но самый крупный в истории Суэцкого проекта.

Возвращаясь к Израилю, в Тель-Авиве заявили, что подобное не возможно будет представить с «Бен-Гурионом», так как будет кратно превосходить по уровню своей инженерии Египетский аналог.

Во многом, нельзя не согласиться с авторами этой идеи, так как по заверению мировых экономистов, проект помимо практических преимуществ, еще и получится не столь дорогим, по сравнению с идеей Египта построить Суэцкий канал – 2. А связано это с отсутствием необходимости расчистки местности (как в случае с Египтом болотной местности), так как канал должен быть проложен в сухой и каменистой почве.

О геополитической, и даже военной составляющей данной инициативы (к слову перешедшая в разряд – реализуемая) сказано моими коллегами не мало.

На практике, реализация проекта «Бег-Гурион» началась, и большой заокеанский брат, сделает все возможное, чтобы получить в свои руки контроль над одной из самых значимых транспортных артерий в мире, тем более и финансовые средства и имеющиеся технологии это позволяют. Ну а с возражающими противниками и раньше-то не особо церемонились.

Израиль одним махом сможет ударить по интересам всех стран Ближнего Востока, которые торгуют энергоносителями. В первую очередь по интересам Египта, который перевозит их по Суэцу, Ирана, который может контролировать Ормузский пролив и —— Китая, включившего это регион в свой проект «Один пояс — один путь»

Суэцкий канал – 2.

В данном контексте, цифра два означает скорее вторую жизнь канала, нежели строительства второго подобного. Нельзя сказать, что Египетские власти, ничего до текущего времени не делали, а просто считали деньги. 7 млрд $ дохода ежегодно обеспечивает Суэцкий канал (за 2023 год уже – 9 млрд $), а в год через него проходит 26-28 тыс. судов.

Еще до катастрофы с контейнеровозом, в 2015 году Египетские власти запустили вторую линию канала, для движущихся в обратную сторону судов. Стоимость такого расширения составила 8.5 млрд $.

Помимо этого, по всему периметру водной артерии была создана экономическая зона, в которую входили новехонькая скоростная автомагистраль, с нуля созданная энергетическая, телекоммуникационная и водная инфраструктура.

Для национальной экономики Египта, доход от Суэцкого канала был на втором месте, после туризма, так что говорить о свойственной египтянам «халатности» не приходится.

Израильская инициатива заметно напрягла египетских чиновников. Все понимают, что авария с контейнеровозом является надуманной причиной искать и строить альтернативные проекты. Дело в деньгах и в политике. Израиль не прочь переключить денежные потоки на себя, и исключить даже потенциальную возможность шантажа со стороны мусульманских стран. И построй ты хоть десяток новых линий Суэцкого канала, решает все политика, и от сговорчивости арабских соседей и братьев зависит, как долго сможет он быть уникальным и сверхдоходным.

В статье, я практически не упоминал самый большой логистические проект – Один пояс, один путь. Большой во всех смыслах: количество задействованных сторон, объём вложений, масштаб строительства, геополитический эффект. О китайском глобальном проекте, мы детально расскажем в одной из ближайших статей.

Суэцкий канал был открыт в 1869 году. Канал был изначально построен как французско-египетский проект. Тем не менее в 1870-х годах, при премьер-министре Дизраэли, Великобритания выкупила египетскую часть акций (44 %) у египетского правительства, имевшего проблемы с выплатой долгов.

Каков же итог?

Зашевелились все, каждый по-своему. Никто не хочет терять возможность укусить кусок большого пирога. А с учетом нарастающего глобального экономического кризиса, для многих стран – это еще чуть ли не единственная вероятность остаться на плаву, без преувеличения.

На данный момент Суэцкий канал, Большой канал, Панамский канал, Коринфский можно сказать что на отлично справляются с возложенной на них нагрузкой. Все они и раньше были частью политического шантажа, инструментом в руках власть имущих.

Но процесс поиска альтернативных решений уже запущен, и Россия, обладает главным преимуществом в этих «разборках» – бескрайней территорией. Не увязнуть бы в коррупции, бюрократии и интригах….

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. *

DPL каталог продукции
Реклама на портале News-Textile.ru Перейти
+