В европейских СМИ традиционно это «диверсия России», но у экспертов есть и другие версии, причём самые неожиданные. В повреждениях газопровода Balticconnector (Эстония – Финляндия) 08.10.2023 Текстильные новости попытались найти логику и всплыли интересные детали.
Balticconnector интересен Эстонии (Латвии) и Финляндии (Швеции), остальным до него дела нет
Нитка соединяет финский город Инкоо и Палдиски в Эстонии, 151 км. (77 по дну Балтики), пропускная способность 2,6 млрд. м³, отличительная особенность – реверсивность. То есть газопровод можно быстро переналадить на подачу газа туда или обратно.
Запуск состоялся в 2019, из €300 млн. на строительство €206 млн. выделила ЕК (целевым финансированием).

Какие задачи должна была решить эта труба по данным Еврокомиссии:
- Обеспечить доступ финнам к ПГХ в Инчукалнсе (Латвия).
- Сбалансировать пиковые потребления газа в Финляндии, Эстонии, Латвии и Литве.
- В перспективе добавить в «мини сеть ГТС» Швецию (2025 год).
- К этому же времени запустить газопровод Латвия – Польша, подключив «мини сеть» к общей европейской ГТС.
Это проект, задуманный в 2007, который сейчас ЕС забросил, обосновывая СВО, переходом на СПГ (правда) и полным отказом от газа из России (неправда).

Инициатором строительства Balticconnector выступала Финляндия и задумка вполне в духе бывших добрых соседей.
В 2007 финны получали газ по очень невысоким ценам, поэтому делиться «излишками» с соседями оставляя разницу с ценой Газпрома для Европы себе было выгодно. Даже выгоднее, чем перерабатывать получаемую от нас дешёвую нефть, втридорога продавая бензины и прочие солярки европейцам.
Но халява длилась недолго, в мае 2022 поставки по российскому газопроводу после демаршей властей Финляндии прекратились, и спустя некоторое время они стали покупать наш СПГ. Поставками занялась финская компания Gasum с терминалов «Криогаз-Высоцк» (г. Высоцк, Ленобласть) но в ноябре 2022 и эти поставки схлопнулись.
Россия потребовала оплачивать поставки рублями, Gasum полез в бутылку и в суд, где и проиграл €300 млн. (которые нехотя выплачивает, правда в валюте, не за газ платят, по суду).
Подводя итоги картина на конец 2023 вокруг Balticconnector сложилась следующая:
- Плавучие терминалы приёма СПГ у концов позволяли поддерживать баланс потребления, плюс доступ к литовскому ПГХ.
- В 2022 Газпром поставил финнам 1,49 млрд. м³, при годовой потребности ~ 2,5 млрд., в 2023 они уже покупали наш СПГ кривыми путями и куда дороже, чем рассчитывали.
- Объём закупки СПГ в Финляндии к сентябрю 2023 достиг уровня потребления и всё.
С этого момент «а нам скрипач не нужен», так что вооружившись этой информацией посмотрим что вышло и чего не получилось у наших западных «друзей».
Сенсации из подрыва Balticconnector не вышло, Ближний Восток оказался виноват
Событий на дне Балтики было два, почти одновременно, около двух ночи 8 октября 2023. Сначала был повреждён кабель связи Эстония – Швеция (на котором и Финляндия висит), после чего начали фиксировать резкое падение давления в газопроводе, который пришлось отключить.
Что вызывает пристальный интерес:
- До сих пор нет вменяемых визуальных комментариев, хотя бы фото (вспоминаем Северный поток – уже через полтора часа репортаж с вертолёта в прямом эфире)
- Первые новости (обычно самые честные) сейсмологи не фиксировали событий в зоне газопровода и кабеля, вероятно техническое разрушение дефектного стыка. Сейчас этих новостей нет и сейсмологи вспомнили о толчке магнитудой 1 балл (на СП было 2,1 и 2,3 балла).
- Первые же «серьёзные экспертные оценки» не удивили – рука Москвы, остановка Balticconnector выгодна только Кремлю и Газпрому.
Спустя 10 дней появляются более вменяемые версии да и оценки стали куда менее экспрессивными, хотя «руссико диверсико» нет-нет да и мелькает в СМИ (основном в США).
Итак, какие версии выдвигают финские полицейские (именно они вместе с пограничниками) словно Колобки ведут это следствие:
- Судно бросило якорь и повредило трубу;
- Подводная лодка (русская конечно же) не рассчитала глубину и ударившись о дно раздавила секцию газопровода;
- Какие-то диверсанты подложили взрывчатку.

Настоящие Колобки, что тут скажешь.
Теперь кто получил выгоду из-за этой ужасной аварии, которая никому и ничем не угрожает в ближайшей и далёкой перспективе:
Поставщики СПГ, которых смутило снижение спотовых цен на голубое топливо? Промышленность Европы корчась в муках помирает и ухи газа, просит всё меньше, отсюда и было снижение. Цены правда взбодрились уже 9 октября, к 11.10 рост составил 15%. Выгода кажется налицо, но вклад «диверсии на газопроводе» ни при чём.
Израиль остановил добычу сразу после начала конфликта, часть судов с нефтью и газом отказались от прохода по Суэцкому каналу и одновременно в Австралии началась нефтегазовая забастовка – вот вам и рост цен на СПГ.
Норвегия, у которой точно должны купить больше трубопроводного газа?
Возможно, только вот попасть в Эстонию или Финляндию норвежский трубопроводный газ не может, есть лишь один вариант «через ж…», то есть в обход по российской ГТС (имеет выход в Финляндию»). Это даже не фантастика, исключено, наши на это точно не пойдут.
А теперь мнение нескольких экспертов:
- Ремонт займёт несколько месяцев и Финляндии не выгодно с ним спешить. Как раз закончится отопительный сезон, во время которого газ из страны в Эстонию уходить не будет. Значит будет проще регулировать внутренние цены и контролировать запасы. (эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков)
- Кабель связи починили очень быстро, там уже были схожие аварии, может быть они [повреждения кабеля и газопровода] не связаны между собой, но мы пока никаких версий не исключаем. От недостатка газа мы никак не пострадаем, но из-за международной обстановки быстро приступить к ремонту не сможем. (Министр обороны Финляндии Ханно Певкур).
Очень любопытные мнения, версии и выводы, но судя по всему с сенсацией вышел прокол, шумиху поднять не удалось, «русский след» надо ещё найти, а главное – назначить виноватых.
Финны решили бросить якорь, но угодили в неприятную мишень
НАТО и Норвегия бросились на помощь уже днём 8 октября, причём как насмешливо заметил Самуэль Херш – Финны позвали расследовать «диверсию на Balticconnector НАТО и Норвегию, которые прочно увязли в причастности к афере с Северными потоками».
Поэтому высказав официальное заявление: «Газопровод имеет повреждения от внешнего воздействия» взяли паузу и похоже остановились на брошенном якоре.
Для этого наконец-то подняли геопозиции судов в этом районе и главным подозреваемым сначала назначили российский атомоход контейнеровоз «Севморпуть».

Вторым подозреваемым назначили «Newnew Polar Bear», приписан к порту Лимасол, ходит под флагом Гонконга.
Примерно во время аварии контейнеровоз из КНР в зоне Balticconnector сбросил скорость с 11 до 9,5 узлов и немного изменил курс, через пять минут увеличив скорость снова до 11 узлов.
Очень интересный комментарий выдали следователи – Пока информация не разглашается из-за деликатных обстоятельств. В отличие от России, с Китаем эстонцы по этому поводу на дипломатическом уровне не контактировали.
Дальше подозревают наше судно «СГВ Флот», простоявшее в районе на якоре из-за погодных условий с 6 до 8 октября. Подозревают уже для галочки, «СГВ Флот» снялся с якоря 8 октября вечером, когда расследование шло вовсю.
В списке ещё пять судов разных стран, а вот данных о перемещениях военных кораблей, подводных лодок и данных радиоразведки от НАТО до сих пор у финнов нет.
Так что рванула на Балтике уже четвёртая нитка и некоторые политологи высказывают мнение, что это может быть диверсия рассчитанная с прицелом на будущее. А именно – атаку на норвежскую трубу, Baltic Pipe, по которой газ поставляется в Польшу через Данию.

При такой аварии картина потребления и распределения газа в Европе станет катастрофической. И вот кто станет конечным бенефициаром выгоды эксперты пока сказать не могут. Понятно только что резко вырастет стоимость оборудования и обслуживания терминалов СПГ, которые мгновенно станут дефицитом…
Ни на что не намекаем, но строительство заводов СПГ и терминалов дело затратное и срок окупаемости велик. В мире в стадии проектов 8 заводов и 6 терминалов.

В США при этом 12 проектов одобрены, 6 на рассмотрении и 2 в финальной части разработки. Только вот инвестор пока есть только для одного завода, а без инвесторов нарастить мощность производства до 101 млн. тонн и больше, прочно заняв первое место в мире никак. Поневоле задумаешься, понимая кто задумал эту многоходовку и чем это может кончиться для мира в целом и для Европы в частности…
Оставьте комментарий