Традиционно, анализ рынка текстиля, публикуемый Росстатом, у россиян вызывает определённое недоверие. Тем любопытнее сравнить смелые предположения развития дорогого сектора с расчетами FCG. Напомним, агентства, никак не зависящего от российской гвардии чиновников.
Итак, эксперты FCG сообщили, что «рынок fashion индустрии» превысил негативный прогноз Росстата, оставшись на значениях 2017 года, что в рублёвом эквиваленте составило 2,36 трлн. руб.
Предположение – то, что предполагается, а статистика – то, что вышло
Оставим на совести экспертов «прогнозы Росстата», который занимается подсчетами, а не аналитикой. Посмотрим, что происходило в fashion сегменте текстиля, и чем живёт индустрия ненужных текстильных и кожаных изделий. Но сначала приведем оправдания собственного пророчества, согласно которому анализ рынка спроса на моду в 2018 году прогнозировал прирост минимум на 5- 10%, достигнув значений 2014 года.
Полтора года назад аналитики FCG, публикуя прогноз, ориентировались на стабилизацию (точнее на повышение) среднего достатка россиян, накопления и (кто бы сомневался) немедленной траты сбережений на «тряпки отложенного спроса». В виду роста реально располагаемого дохода.
Прогнозируя взрывной спрос на брендовые вещи, с запредельной для россиян ценой, т.н. эксперты Модной консалтинговой группы, не учли один момент – не все россияне откладывали на покупку сумки или юбки от дизайнера из Франции или Италии. Не вышло. Не учли специалисты Fashion Consulting Group нескольких моментов, на которые стоило обратить внимание ещё в 2015 году. Вот как выглядит на графике fashion индустрия без купюр:
Теоретически, всё хорошо, и отчёты Fashion Consulting Group можно купить по цене 98 000 рублей. И там будет много непонятных, но убедительных слов. Останется вопрос, а где прибыль и деньги? Про это уважаемые консалтинговые коллективы ничего не скажут. У них другая задача – fashion индустрия России требует инвестиций.
- Расходы на рекламу и маркетинговые исследования в сфере продвижения брендов модной одежды ушли в песок к началу 2016 года. Ни один анализ, как и ни одна рекламная компания, рынка не заинтересовали. Без слогана «Всего за 499 рублей» или «Две вещи по цене одной» уже в 2017 призывы купить неликвиды, сброшенные на прилавки, успеха не имели. Теоретически представить можно, но представить себе зазывал Европейского Дома Моды с таким подходом непросто;
- В начале 2017 года начали пустеть бутики, спрос пытались подогреть искусственным ажиотажем. Рынок fashion даже подиумами и приездами «звёзд» никак не отреагировал на увеличение продаж.
- Процесс ради процесса закончился в 2018 году с уходом с российского рынка ряда торговых марок;
- Расслоение общества привело к тому, что покупательницы (и покупатели) ушли. Fashion индустрия лакшери-сегмента осталась, но в таком подавляющем меньшинстве, что даже именитые бренды в начале 2018 года занялись не распродажами, а ликвидацией залежалых остатков на складах.
Явление для российского текстиля знакомое, правда, импортные брендовые вещи, попадая на прилавки с опозданием, почти обречены стать неликвидами. В свете российских санкций против Европы, оправдания «Нас не пустили в страну!», не выдерживают критики. В отличие от одежды российских фабрик, которые хоть как-то успевают за модными трендами.
Разумеется, поклонники «только итальянских платьев» скажут, что такая оценка – бред и ничего общего с действительностью не имеет. Мол, всё импортное в России в цене, ибо качество и т.д. Спорить не станем, только вот доля импорта в fashion и лакшери сегмента на фоне общего увеличения импорта снижается.
Поэтому мы с уважением относимся к цифрам. Это упрямая вещь, и реальное положение fashion и лакшери, которое надо сравнивать не с прошлым годом. Этой динамике стоит уделить отдельное внимание.
Ультрамоду и лакшери в России душат санкции?
Вот так обосновали стагнацию в FCG: «Этому (стагнации fashion-сектора) отчасти способствовало продолжение череды адресных экономических санкций против России в 2018г.». Правда, примеров того, кому из европейцев запретили поставлять в нашу страну одежду лакшери сегмента не привели.
На самом деле, санкции Россия ввела, правда на уровне государственной программы борьбы с контрафактом товаров легкой промышленности. Таможня ввела эти «санкции», вычищая «итальянские платья», отшитые в Юго-Восточной Азии.
В динамике изменений объёмов продаж хорошо видно, что импортная составляющая выравнивается, но до уровня «стагнации» пока не дотягивается. А вот «ультрамодные шмотки» серьёзно уступают позиции.
Серьёзный провал лакшери обусловлен (по мнению FCG) несколькими факторами:
- Инфляция на потребительские товары на уровне 4%;
- Рост цен и тарифов ЖКХ до 5% (с);
- Ростом выплат россиянами по кредитам, до 18% ежемесячного дохода.
Причём тут модная одежда? Обоснование удивительно честное – снижение доходов, которые россияне могут потратить на «необязательные вещи, одежду, обувь и аксессуары».
Проблема модного сектора одежды (обуви и аксессуаров) в ключевом слове – «необязательная вещь». Как аспект отложенной покупки необязательных вещей, проблему комментирует Росстат, который не делает прогнозов, а приводит статистику. Без цифр и прочего, вывод следующий – разрыв между богатыми и бедными, с точки зрения доходов, растёт. Бедных становится больше, причём за счёт россиян со средними доходами. Количество богатых тоже снизилось, но выросли доходы.
Снижение продаж в секторе лакшери хорошо иллюстрирует эту ситуацию, причем есть ещё одна закономерность – количество покупок снизилась, но в рублёвом эквиваленте сумма общих продаж осталась на уровне 2017 года. Если взять калькулятор, то станет понятно, что если раньше за 100 рублей продавалось 5 вещей, сейчас за 100 рублей продано (в 2018) всего две.
По нашему мнению, это главный фактор «проседания» ультрамодного подиума и сегмента дорогих, брендированных вещей. Одно платье, купленное за 120 000 рублей, не сделает погоды в бутике, даже при себестоимости в 25 долларов. Именно такие «санкции» и ввела ФТС РФ в 2018 году, показав пример, насколько серого цвета был в 2018 году импорт разноцветных и модных вещей:
На фоне триллионов общего объёма оборота текстиля в России, 120 миллионов не выглядят внушительно, но речь идёт об официальной статистике поставок, задержанных таможенными службами.
Говорить о победе в борьбе с нелегальными поставками пока рано. Но санкции в отношении Азии, с точки зрения цены бренда, выгоднее не в виде демаршей против России, а в поиске конструктивного диалога.
Оставьте комментарий